Древность

Старообрядчество на Нижегородской земле и в Кулебакском крае


Главным районом проживания староверов в Нижегородской губернии были Керженские леса.

 

Нижегородчина подарила русской православ­ной церкви (РПЦ) немало православных святых, которые прославили наши земли и Россию далеко за её пределами.

Бывший инок Печерского Нижегородского мужского монастыря прп. Макарий в 1435 году на реке Волге основал Желтоводский мужской монастырь, состоявший из деревянных келий и Троицкой церкви. Через пять лет он был полностью разорен и сожжён казанским  царём Улу-Махметом. 

До 1624 года Макариево-Желтоводский монастырь находился в полном запущении. Восста­навливать его стал инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий по велению прп. Макария, троекратно явившегося ему во сне (могила ино­ка находится на территории восстановленного им монастыря). 

Почему прп. Макарию и его первой обители уделено так много внимания?

С этим монастырём связано становление и формирование веры православных святых нижегородской земли в первой четверти 17-го века, будущих патриарха всея Руси и рефор­матора РПЦ Никона и главы и идеолога русского старообрядчества протопопа Аввакума Петрови­ча, стоявших у истоков раскола РПЦ.

 staroobryadcy1

Съезд старообрядцев в Н.Новгороде, 1897 г.  

 

В чём сущность раскола РПЦ? Если раньше крёст­ное знамение проводилось двумя перстами, то после реформы — тремя перстами. Поклоны вме­сто земных стали поясными. Кресты вместо 8-конечных стали 6-конечными. Движение в период богослужения раньше шло по Солнцу, то теперь против Солнца. До реформы повторение «алли­луйя» осуществлялось два раза, после неё — три раза. Очень изменилось церковное пение за счёт греческих напевов, запретов хорового и мно­гоголосного пения и многих других новшеств. В РПЦ перенесены греческие амвоны и архиерей­ский посох, клобуки и мантии, новые монастыри строились по образцу и подобию греческих, и во внутренней росписи новых русских монастырей придерживались греческой живописи. Очень большие исправления были проведены в церков­ных книгах. В данном абзаце затронута совсем маленькая частичка тех изменений, которые были проведены Никоном в период шестилетне­го управления русской церковью. Все вводимые культовые новшества ранее принимались на поместных соборах, при Никоне они утверждались единолично патриархом.

В период раскола от РПЦ отошла часть верующих, не признавших церковную реформу Никона 1653-56 годов и получивших название «Старообрядцев». В конце 17 — начале 18 веков староверы, так по-другому называли старооб­рядцев, были очень серьёзной оппозицией Русской православной церкви. Не зря правительство Царской России совместно с Патриархатом РПЦ вплоть до начала 20-го века вели борьбу со старо­обрядцами, которые прятались в лесах.

 

staroobryadcy2

Старообрядцы Семёновского уезда, 1897 г.

 

Главным районом проживания староверов в Нижегородской губернии были Керженские леса. О жизни и быте, их скитах и промыслах очень подробно рассказал наш нижегородский учёный-публицист, писатель и общественный деятель П.И. Мельников (А. Печёрский) в своих художественных произведениях «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-81).

В 2014 году, производя случайные раскопки в районе Ломовки, любители-кулебачане совмест­но с жителями села вместо ожидаемых монетных находок обнаружили захоронения различных предметов, относящихся к периоду старооб­рядцев.  В частности, были обнаружены многочисленные нательные крестики, которые неплохо сохранились, разные по размерам и по внешнему виду. Изготовлены они, по всей вероятности, из меди. Принадлежа­ли бедным крестьянам. Зажиточные крестьяне и купеческие сословия староверов носили крестики из серебра. Крестики небольших размеров при­надлежали детям, на одном из них изображены в виде барельефов силуэты младенцев. На некоторых из них (для взрослых) на обороте имеются записи молитв на древнеславянском языке.

Фото Сергея Колобаева

 

Всего было обнаружено 18 крестиков. Вместе с ними были найдены медные монеты, относящиеся к периоду 1700-1900-х гг., а также наперстники из олова и меди. Крестики были закопаны в землю, по всей вероятности, в период гонений государства на церковь.

 

Автор Н.С. Ульянов, 2015 г.

Вход через соцсети