Старообрядчество на Нижегородской земле и в Кулебакском крае
Главным районом проживания староверов в Нижегородской губернии были Керженские леса.
Нижегородчина подарила русской православной церкви (РПЦ) немало православных святых, которые прославили наши земли и Россию далеко за её пределами.
Бывший инок Печерского Нижегородского мужского монастыря прп. Макарий в 1435 году на реке Волге основал Желтоводский мужской монастырь, состоявший из деревянных келий и Троицкой церкви. Через пять лет он был полностью разорен и сожжён казанским царём Улу-Махметом.
До 1624 года Макариево-Желтоводский монастырь находился в полном запущении. Восстанавливать его стал инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий по велению прп. Макария, троекратно явившегося ему во сне (могила инока находится на территории восстановленного им монастыря).
Почему прп. Макарию и его первой обители уделено так много внимания?
С этим монастырём связано становление и формирование веры православных святых нижегородской земли в первой четверти 17-го века, будущих патриарха всея Руси и реформатора РПЦ Никона и главы и идеолога русского старообрядчества протопопа Аввакума Петровича, стоявших у истоков раскола РПЦ.
Съезд старообрядцев в Н.Новгороде, 1897 г.
В чём сущность раскола РПЦ? Если раньше крёстное знамение проводилось двумя перстами, то после реформы — тремя перстами. Поклоны вместо земных стали поясными. Кресты вместо 8-конечных стали 6-конечными. Движение в период богослужения раньше шло по Солнцу, то теперь против Солнца. До реформы повторение «аллилуйя» осуществлялось два раза, после неё — три раза. Очень изменилось церковное пение за счёт греческих напевов, запретов хорового и многоголосного пения и многих других новшеств. В РПЦ перенесены греческие амвоны и архиерейский посох, клобуки и мантии, новые монастыри строились по образцу и подобию греческих, и во внутренней росписи новых русских монастырей придерживались греческой живописи. Очень большие исправления были проведены в церковных книгах. В данном абзаце затронута совсем маленькая частичка тех изменений, которые были проведены Никоном в период шестилетнего управления русской церковью. Все вводимые культовые новшества ранее принимались на поместных соборах, при Никоне они утверждались единолично патриархом.
В период раскола от РПЦ отошла часть верующих, не признавших церковную реформу Никона 1653-56 годов и получивших название «Старообрядцев». В конце 17 — начале 18 веков староверы, так по-другому называли старообрядцев, были очень серьёзной оппозицией Русской православной церкви. Не зря правительство Царской России совместно с Патриархатом РПЦ вплоть до начала 20-го века вели борьбу со старообрядцами, которые прятались в лесах.
Старообрядцы Семёновского уезда, 1897 г.
Главным районом проживания староверов в Нижегородской губернии были Керженские леса. О жизни и быте, их скитах и промыслах очень подробно рассказал наш нижегородский учёный-публицист, писатель и общественный деятель П.И. Мельников (А. Печёрский) в своих художественных произведениях «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-81).
В 2014 году, производя случайные раскопки в районе Ломовки, любители-кулебачане совместно с жителями села вместо ожидаемых монетных находок обнаружили захоронения различных предметов, относящихся к периоду старообрядцев. В частности, были обнаружены многочисленные нательные крестики, которые неплохо сохранились, разные по размерам и по внешнему виду. Изготовлены они, по всей вероятности, из меди. Принадлежали бедным крестьянам. Зажиточные крестьяне и купеческие сословия староверов носили крестики из серебра. Крестики небольших размеров принадлежали детям, на одном из них изображены в виде барельефов силуэты младенцев. На некоторых из них (для взрослых) на обороте имеются записи молитв на древнеславянском языке.
https://www.kulebaki.ru/drevnost/748-staroobryadchestvo-na-nizhegorodskoj-zemle-i-v-kulebakskom-krae#sigProId817a5358ed
Фото Сергея Колобаева
Всего было обнаружено 18 крестиков. Вместе с ними были найдены медные монеты, относящиеся к периоду 1700-1900-х гг., а также наперстники из олова и меди. Крестики были закопаны в землю, по всей вероятности, в период гонений государства на церковь.
Автор Н.С. Ульянов, 2015 г.