Великая Отечественная

Рождение Кулебакского завода металлоконструкций


В марте  1943 года в нашем городе был запущен новый, но недостроенный до конца завод металлических конструкций.

 

       Строительство завода началось ещё в 1939 году в соответствии с решением Наркомстроя СCCP, поскольку необходимость в таком предприятии диктовалась задачами довоенных пятилеток. Само название предприятия говорило о необходимости досрочного запуска производства по обеспечению конструкциями разрушенных железнодорожных мостов, заводских цехов, опор линий электропередачи на освобождённых от немцев территориях.

       Новый завод под руководством Петра Антоновича Угликова 5 марта этого же года отправил первый железнодорожный мост сапёрам Красной Армии. С тех пор этот памятный день стал отмечаться как день рождения завода металлических конструкций.
Только не в полный 1943 год завод отправил три с половиной тысячи тонн различных конструкций для нужд народного хозяйства. По-фронтовому работали сварщики Бойко, Мельникова, Куксеев, Крутова и другие.

       Как говорилось выше, одновременно со сборкой мостов на заводе освоили и начали поставлять конструкции для восстановления разрушенных цехов предприятий. Так, в июне 1943 года заводу было поручено в кратчайший срок изготовить 672 тонны металлоконструкций для Горьковского автозавода, сильно пострадавшего в своё время от налётов немецкой авиации. Срок установили жёсткий - месяц, а ведь завод не был укомплектован кадрами, не хватало техники. Поэтому люди, занятые на выполнении заказа, не уходили с рабочих мест до тех пор, пока не выполняли задание, если даже требовалось 14-16 часов за смену. Многие и ночевали на заводе.

       Заказ выполнили на две недели раньше срока. К тому же кулебачане направили своих представителей на автозавод, которые на месте помогали собирать конструкции. За самоотверженный труд при выполнении этого заказа многие Кулебакские металлисты были награждены орденами Красной Звезды.

       Серьёзной проверкой готовности молодого коллектива решать сложные задачи стал большой заказ на изготовление конструкций для восстановления Сталинградского тракторного завода. За успешное его выполнение коллектив Кулебакского завода был удостоен переходящего Красного Знамени ВЦСПС и Наркомстроя как победитель во Всесоюзном соревновании.

 

metalka1

Н.А. Страхов

 

В 1944 году директором завода был назначен Николай Алексеевич Страхов. В этот период времени было много сделано по техническому оснащению предприятия. Техническое оснащение завода позволило значительно увеличить выпуск продукции. Так, в 1945 году изготовили уже 5,9 тысяч тонн конструкций, в 1946 году - около 9 тысяч тонн. А всего за годы войны предприятие отправило в освобожденные районы страны 10600 тонн конструкций.

 
metalka2
 
Ю.Г. Машков (слева) и А.Ф. Галочкин
 

Разметчик Юрий Мошков, ещё будучи молодым юношей, перевыполнил месячный план января 1944 года в 3 с лишним раза. Позднее Юрий Георгиевич Мошков длительное время возглавлял до самого ухода на заслуженный отдых Кулебакский завод металлических конструкций в ранге директора, снискал всеобщее уважение и почёт в городе, всей Горьковской области и даже за её пределами.


       Н.С. Ульянов, 2013 г.
       Фото из архива газеты «Кулебакский металлист»

Вход через соцсети