Великая Отечественная

Судьбы людские: старинное семейное фото Сизовых


Кто-то назвал фотографию законсервированным временем.

Очень ёмкое и правильное определение. Мы иногда перебираем пожелтевшие карточки с ликами давно покинувших этот мир людей, словно разглядывая упаковку временных капсул. И, как только мы узнаём, в связи с чем был сделан тот или иной снимок, кто на нём запечатлён, какую жизнь прожили его участники – время расконсервируется, изображение на снимке оживает, и мы погружаемся в минувшие эпохи, позабытые всеми исторические события, уже зная даже то, чего не могли знать на тот момент сами фотографируемые.

 sizov

Cемья Сизовых, 5 марта 1939 г.

 

МИХАИЛ КОРНИЛОВИЧ СИЗОВ
(сидит в центре фото)


Этот с умным ироничным взглядом отец семейства на момент съёмки уже был участником двух войн: Первой мировой и Гражданской.

В имперскую армию Михаил Корнилович был призван в 1915 году, год спустя после женитьбы. Февральскую, а затем Октябрьскую революции он встретил в окопах под Двинском, но был сражён не вражеской пулей, а ревматизмом.

Лечился он уже дома, в Кулебаках, а когда к 1918 году встал на ноги, вступил в ряды Красной армии, вместе с которой на Восточном фронте командиром взвода прошёл по дорогам междоусобной войны не одну сотню километров.

Ещё до окончания боевых действий кулебакские металлурги по производственной необходимости были отозваны из Красной армии на завод. В их числе в 1920 году в Кулебаки вернулся и Михаил Корнилович.

Свыше 15 лет он проработал на руководящих должностях, начиная с уполномоченного горьковского обллита и заканчивая секретарем Кулебакского райисполкома.

В 1939 году он еще не знал, что в 41-м грянет Великая Отечественная, что в 43-м будет мобилизован и он; что будет биться до победного 45-го; что будет награжден медалью «За победу над Германией в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1967 году будет награжден боевым орденом «Красной Звезды».

 

 

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА СИЗОВА
(на фото сидит справа от Михаила Корниловича)


Екатерина Алексеевна вышла замуж за Михаила в 16 лет. Мать восьмерых детей, двое из них умерли. Михаила Корниловича часто подолгу не было дома, так что поднимать на ноги детей приходилось самой. И подняла. Все дети выросли хорошими людьми, о некоторых речь впереди.

Она была безграмотна, но это не мешало ей разумно вести хозяйство, деньги считать она умела. Все сравнивали ее с «солнышком» - согревала, излучала добро, тепло и любовь, за что пользовалась на своей улице и во всей округе заслуженным авторитетом и уважением.

Уйдет из жизни Екатерина Алексеевна так же тихо, как и проживет свою долгую жизнь, в течение которой она ни разу не окажется в стационаре больницы, ни разу не будет на приёме у врачей. В поликлинике на неё даже не будет заведена медицинская карточка. При недомоганиях или заболевании она всегда пользовалась, и ещё будет пользоваться, домашними средствами: травами, чаем с медом или малиновым вареньем…

 

 

ВИКТОР
(на фото сидит справа от Екатерины Алексеевны)


Он 1922 года рождения, и с детства мечтал об авиации. Виктор на снимке ещё не знает, что буквально в следующем году, пусть с оговорками, но мечта его осуществится – он будет направлен в авиационно-техническое училище. То есть, самому летать ему не доведётся, зато с винтокрылой машиной сойдётся на «ты», подготавливая её к предстоящему полёту…

В 1941 году Виктора мобилизуют на фронт. Последнее письмо-треугольник будет послано им из Чебоксар. Больше писем послать он не успеет.

Виктор Михайлович Сизов падёт смертью храбрых в кровопролитных боях под Ржевом.
Его фамилию занесут на памятную доску погибших кулебачан в Музее металлургов и на плиту Мемориала на площади Победы города Кулебаки.

 

 

ВЕРА
(на фото сидит слева от Михаила Корниловича)


Работая до войны в должности медицинской сестры хирурга городской поликлиники, Вера не относилась к числу храброго десятка.
Но вот в разгар Великой Отечественной она будет призвана на передовую, и в чине старшего сержанта медицинской службы пройдёт свой боевой путь от Ленинграда до фашистского логова – Берлина, где распишется на стене Рейхстага. Она станет отличником медицинской службы, будет награждена орденом Красной Звезды, многими медалями, будет иметь свыше десятка благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В январе 1946 года, в возрасте 25 лет, она вернётся домой и расскажет родным и близким, как во многих случаях чудом оставалась в живых.

…Однажды она вышла из блиндажа, где располагалась со своими фронтовыми подругами, и отправилась на дежурство в полевой госпиталь. Отошла от блиндажа несколько десятков метров и вдруг услышала визг снаряда и последовавший вслед за ним оглушительный раскат взрыва. Всех находившихся в блиндаже людей вместе с его обломками разбросало по земле. Ни одного целого тела. Трудно даже представить переживания Веры, на глазах которой её боевые подруги, с которыми она только что была вместе, погибли такой страшной смертью.

Второй случай произошёл при сопровождении раненых из передвижного полевого госпиталя в госпиталь прифронтовой. Отправляли раненых в теплушках, освободившихся после разгрузки прибывшего подкрепления. Проехав какое-то расстояние, поезд остановился. Паровозу нужно было поднять давление пара в котле. Была тёплая летняя пора. Все ходячие раненые и обслуживающий персонал вышли из вагонов и, кто за чем, ушли в лес. В это время несколько вражеских самолётов, не обращая внимания на красные кресты на крышах и стенах вагонов, налетели на эшелон и забросали его бомбами.

Прибежав после бомбежки из леса, оставшиеся по чистой случайности в живых люди увидели покореженный металл и догорающие деревянные детали вагонов, разбросанные там и тут тела погибших воинов.

…Вере Михайловне не следовало после возвращения домой идти на работу по прежней своей специальности. Этой элегантной, статной молодой женщине нужно было забыть кровь, раны, изуродованные человеческие тела. В ходе одной из хирургических операций ведущий хирург заметит, что его ассистентка поведёт себя странно. Несмотря на все предпринятые в дальнейшем усилия окружающих и в первую очередь ближайших родственников, душевное здоровье Веры Михайловны сохранить не удастся. Она умрёт в 2000 году в Городецком психиатрическом диспансере.

Бесы войны разрушат её человеческую судьбу.

 

 

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ


По-разному сложились судьбы остальных детей Сизовых. Достаточно сказать, что никого из них нет уже в живых. Каждый отбегал свое босоногое (как у маленького Вани - внизу слева, или Клавы – вверху стоит справа) детство, каждый отлюбил, отработал, отжил отмеренный ему век. И никто из них не озлобился, не опустился, не спасовал перед трудностями жизни.
Многочисленное потомство, внуки, правнуки строят теперь свои миры на базе их прочного семейного фундамента, в котором были изначально зацементированы любовь к Родине, крепкие семейные узы, доброе отношение к людям и их историческое время.

 

Сергей Колобаев

Вход через соцсети