СССР

Кулебаки в послевоенные годы (1945-59 гг.)


Война закончилась, и жизнь кулебачан снова начала возвращаться в мирное русло, правда, не так быстро, как этого бы хотелось.

 

Высокая себестоимость выпускаемого металла и нерегулярное выполнение плановых заданий, частый брак продукции и низкий процент использования оборудования в мартеновском цехе заставили руководство Кулебакского металлургического завода серьёзно задуматься о модернизации всего производства. Нестабильная работа мартеновцев в свою очередь тормозила нормальную деятельность листо- и сортопрокатного цехов.

Начали с полной реконструкции мартеновской печи №1, которая завершилась в начале 1947 года. Были установлены новые транспортёры, дополнительные и более мощные краны, внедрены завалочные машины собственного изготовления (к началу 1950 года их было уже четыре), и последовали другие новшества. Было организовано социалистическое соревнование между бригадами печей. Результаты проведенной работы позволили увеличить численность плавок металла в 2 раза. Лучший сталевар завода И.М. Сизов был выдвинут в кандидаты, а затем был избран депутатом Верховного Совета СССР.

after war1

И.М. СИЗОВ, депутат Верховного Совета СССР

Особо остро встал вопрос об обеспечении сельскохозяйственного производства тракторами и различными запчастями к ним. Село ждало от города данной помощи. Несмотря на всеобщее ожидание наступающего 1951 года, четыре десятка заводчан отправились в Челябинск изучать опыт тракторостроителей. После возвращения домой кулебачан с Урала вскоре был создан с нуля и запущен в производство новый цех – цех тракторных деталей (ЦТД-1) по выпуску вкладышей, шатунов, полуосей, шестерён и других тракторных запчастей. И нужно отдать должное за серьёзный подход к решению всех проблем новой производственной линии ответственным за это лицам - главному технологу М.Г. Сумкиной, главному механику А.И. Шевцову, первому начальнику ЦТД-1 В.А. Сокольскому, зам.начальнику ЦЗЛ А.Р. Казаринову, начальнику ОТК Г.И. Долбилкину, мастеру нового производственного участка В.М. Гоняеву. В сентябре1953 года был запущен новый цех ЦТД-2 по выпуску другого ассортимента деталей - втулок, пальцев, коленвалов, траков гусениц и др. - во главе с Б.М. Михеевым.

 

after war2

Цех тракторных деталей КМЗК

 

Немалую роль в укреплении и повышении производственного потенциала кадров начал оказывать открытый вновь в городе металлургический техникум. Вся организационная часть - подбор помещения, его ремонт, доставка поиск и доставка нужного оборудования, создание элементарных санитарно-гигиенических условий - легла на плечи главного инженера КМЗК А.Ф. Аверина.

 

after war3

Первое здание техникума (напротив заводоуправления КМЗК), не сохранилось

 

Позднее в снабжении учебными пособиями, в кадровом подборе помогали директор техникума, бывший зам.начальника листопрокатного цеха Г.Н. Булин, зам.директора по учебной части, бывший заведующий учебной частью отдела подготовки кадров КМЗК Н.М. Равич-Щербо. К учебному процессу были привлечены немногочисленные заводские специалисты Б.Р. Желнин, М.З. Киселёв, С.Т. Брунько, А.И. Фомичёв, Д.Б. Яворский, другие.

За парты сели учиться вчерашние фронтовики. В 1947 году состоялся первый выпуск в количестве 34-х человек, а через год количество выпускников удвоилось. С 1952 года директором техникума стал П.С.Черкасов, уважаемый, пользующийся большим авторитетом в городе и районе человек.

 

after war4

Пётр Семёнович Черкасов

 

Летом 1945 вышел 1-й номер заводской газеты»Кировец».

В 1946 году главный металлург КМЗК И.А. Фрумкин и начальник стальцеха А.И. Фомичёв впервые в нашей стране изобрели новый способ производства цельнолитых якорных цепей, за что оба были удостоены Государственной премии.

 

after war5

                                                             Александр Иванович Фомичев                                                   Иосиф Аронович Фрумкин

 

В 1947 году большой радостью для всех в т.ч.и для кулебачан явились отмена карточной системы снабжения продуктами и денежная реформа. В этом же году в городе была открыта детская библиотека, а на следующий год - станция скорой помощи и заводская больница.

Кулебакский завод металлических конструкций после восстановления разрушенных войной мостов, (заводом было отправлено более 21 тысячи тонн клепанных мостов), и разрушенных более 150 автомобильных, тракторных, металлургических и химических заводов, перешёл на выпуск металлических опор для высоковольтных ЛЭП Куйбышев-Москва, Волгоград-Москва, Саратов-Горький, Куйбышев-Бугульма напряжением 400 и более киловольт. Каждая опора имела высоту от 21-го метра до 90 и более (устанавливались у широких рек) и весила более 10 тонн.

В 1953 году при кинотеатре «Звезда» (здание кинотеатра, к сожалению, сгорело в пожаре 9 ноября 1971 года) был открыт Дом пионеров ишкольников во главе с первым директором Т.И. Казаковой. При ДК металлургов были открытыДетская музыкальная школа (первый директор А.И. Соколова), Детско-спортивная школа во главе с И.Ф. Гусевым и первый наш Музей революционной и трудовой славы в 2-х комнатах.

 

after war6

Клуб Леспромхоза "Звезда"

 

При редакции газеты «Кулебакский металлист» (главный редактор А.Г. Чесанов) было создано первое поэтическо-литературное творческое объединение, прообраз современной «Лиры», через которое прошли многие известные поэты и прозаики - И.Ю. Шарыгин, В.А. Крылова, Г.П. Калинкин, Н.Т. Жиляков и многие другие творчески одарённые личности.

 

after war7

Литературная группа при редакции «Кулебакского металлиста», конец 1950-х. Второй справа сидит Александр Григорьевич Чёсанов.

 

В январе 1954 года географическая карта Горьковской области (и не только она одна) резко изменилась - вместо одной области стало две. В состав вновь образованной Арзамасской области вошли 32 сельских района, 3 города областного подчинения Арзамас, Кулебаки и Выкса, 11 рабочих посёлков и городов районного подчинения. Площадь Арзамасской области составила 28 тыс.кв.км., что составила от бывшей Горьковской области 37,4%. Новая область просуществовала всего 3 года и чуть более 3-х месяцев и была, как не состоявшаяся, возвращена в лоно прежней области, в отличие от других самоутвердившихся областей (например, Белгородской, Липецкой). Два представителя нашего района – учитель начальных классов Кулебакской начальной школы №4 Е.Ф. Родионова и председатель Ломовского сельского Совета (бывший учитель начальных классов Шилокшанской 8-летней школы) А.И. Докторова были избраны депутатами Арзамасского областного Совета. У рождённых в период существования Арзамасской области этот факт зафиксирован в свидетельствах о рождении.

В этом же 1954 году в городе было создано предприятие по перевозке грузов и пассажиров, которое позднее выросло в полноценное АТП. Первыми директорами были В.И. Коршунов, В.И. Андрианов, другие. Но всех дольше проработал и внёс особый вклад в его развитие Г.В. Захаров. Подчинялось Кулебакское АТП Арзамасскому областному управлению автотранспорта.

В 1956 году на металлургическом заводе вместо паровозов появились тепловозы.

В 1960 году вышли в свет первые книги о нашем крае - П.Н. Николаева «Кулебакские металлисты в годы первой революции в 1905-1907 гг.», А.М. Головастикова «Приокский (Выксунско-Кулебакский) индустриальный район». Обе книги - большая редкость.

Мы с вами уже знаем, что при получении статуса рабочего посёлка в 1927 году Кулебаки были на 3 месте по численности населения после Н.Новгорода и Дзержинска. Выкса тогда занимала 6 место. В 1939 году мы продолжали находиться на 3 месте, Выкса вышла на 5 место. Согласно Всесоюзной переписи населения 1959 года Кулебаки переместились на 4 место, Выкса – на 7 место. 5 место за г.Бором, 6 место за Арзамасом.

 

Автор Н.С. Ульянов, 2013 г.

Вход через соцсети