СССР

Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 20. Кобин Михаил Владимирович


Художественный талант Михаила Владимировича проявился очень рано.

 

Родился он 17 ноября 1962г в Кулебаках. Родные заметили склонность мальчика к рисованию и отдали его учиться в Нижегородскую художественную школу. В Нижний Новгород отправили Михаила на самолете. Для впечатлительного мальчика это стало настоящим событием. Учиться было интересно, но после окончания седьмого класса встал вопрос о продолжении художественного образования.

kob potr 1

Михаил решил не продолжать учебу, вернулся в Кулебаки и после окончания восьмого класса школы № 6 в 1978г поступил в Шиморское морское училище. Практику проходил в Серпухове на плавкране.

Курсанты вместе с рабочими выполняли ремонтные работы. Камбуз, спальные каюты - все было предусмотрено на борту. В 1981 году закончилась учеба, но поработал Михаил Владимирович недолго – взяли в армию, радистом в авиационные войска. Полгода учебки в г.Пушкине Ленинградской области, а основную службу он уже проходил под Тамбовом.

До армии фотографией Михаилу заниматься не доводилось, а тут друг перед демобилизацией попросил помочь напечатать снимки – вдвоем–то побыстрее. Ночи три сидели, печатали, готовили «дембельский» альбом.

Увлекся Михаил фотографией, а вернувшись из армии в 1984 году, купил себе первый фотоаппарат – «ФЭД – 5». Гражданская жизнь принесла новые заботы: нужно было устраиваться на работу. Год Михаил Владимирович проработал на заводе им. С.М. Кирова, а потом прочитал объявление в газете, что на радиозавод требуется фотограф.

Решил попробовать: почему бы и нет? На радиозаводе организовывалась новая фотолаборатория, для прецизионной фотографии. До этого все шаблоны изготавливались в Нижнем Новгороде, но по мере увеличения производственных мощностей это стало не очень удобным – слишком длительным оказывался процесс перевозки. Фотоаппарат, на котором предстояло работать поразил воображение: весил этот фотоаппарат 2 тонны, а длиной был более трех метров. Отдел по изготовлению плат состоял из восьми человек и фотографа.

 

kob ludi

Коллектив фотолаборатории КЗР. Фото из личного архива Кобина М.В.

 

Печатная плата маленькая, чтобы внести какие – то изменения, нанести схему расположения деталей, шаблон на координатографе увеличивали в два – четыре раза.

 kob delo

 

kob delo 2

Фотоаппарат для прецизионной фотографии
Фото из личного архива Кобина М.В.

 

Сотрудники прикрепляли липкой лентой на увеличенный шаблон диоды, резисторы, наносили маркировку, т.е. делали макет. Михаил Владимирович макет устанавливал на специальный стенд, фотографировал и уменьшал до нужного размера. Точность была до сотых долей миллиметра. Фотографии делались специальной пленкой, затем они передавались в печатный цех, где изображение с пленки переносили на гетинакс контактным (офсетным) методом , далее шаблон помещали в специальный раствор, в котором происходил процесс травления, т.е. все лишнее растворялось, а маркировка оставалась. Потом на плате сверлили отверстия под полупроводники и передавали шаблондля сборки.

Руководство завода планировало расширение производства и предложило Михаилу Владимировичу получить специальное образование. В 1989г поступил он в Московский политехникум им. Моссовета на специальность «Фототехника». Почти три года посвятил Михаил Владимирович своему образованию.

«Учиться было интересно, - вспоминает Михаил Владимирович,- преподавали «Основы съемки», «Композицию», «Основы технической механики», «Химию фотопроцессов», «Общую электротехнику с основами электроники», «Математику», «Основы черчения» и др.

 

kob moscow

На сессии в Москве. Фото из личного архива Кобина М.В.

 

Нас готовили для промышленной фотосъемки, но мы изучали абсолютно все виды съемок. Изучали мы и искусство ручной ретуши, дома я обращался к специалистам за советом, Алексеев Александр Васильевич всегда помогал мне. В Москве водили нас на киностудию «Мосфильм» посмотреть, как работают там фотографы. После двух часов работы и фотомодели, и фотограф выходят выжатые, словно лимон – у рекламной съемки своя специфика: чтобы сделать хороший снимок, нужно поработать.

Обычной пленкой я не пользовался, завод заказывал специальную «Аэрофотопленка. Тип № 17» – бабины по 300 метров, качество ее было на несколько порядков выше обычных пленок, в продажу она не поступала, распределялась по спецзаказам.

Была на радиозаводе еще одна фотолаборатория по изготовлению документов и для формирования фотолетописи завода, в которой работал Байда Петр Михайлович, затем его сменил ненадолго Круглов Игорь Валерьевич, в 1986 году эти две фотолаборатории объединили, а мне предложили совместить эти должности. Директор завода Верин Борис Алексеевич сам увлекался любительской фотосъемкой и не жалел средств на покупку самой совеременной, хорошейфотоаппаратуры. Мне хотелось организовать на заводе настоящую фотостудию, но мечтам сбыться было не суждено – наступали перестроечные времена.

 

kob potr 3

 

Несмотря на то, что фотолаборатория находилась на территории завода, из города можно было туда попасть – желающие выписывали пропуска. Часто приносили мне засвеченные пленки для восстановления и я их восстанавливал по слоям с помощью химикатов: вытягивал, наращивал потерянное изображение по остаточным следам. Встречался я и с другими фотографами: с Кругловым, Кутяевым, Красавиным, Ладенковым, делились опытом, выручали друг друга фотопринадлежностями.

 

 kob delo 3

Оригинальное приспособление для химической обработки фотографий, придуманное Михаилом Владимировичем. Фото из личного архива Кобина М.В.

 

Принимал участие в фотовыставке в кинотеатре «Россия». Все мне было интересно. Работа очень нравилась, в завод я ходил как на праздник. В 1994г под Санкт – Петербургом нашли мощи Серафима Саровского. Директор КЗР Верин Б.А. выделил мне машину и отправил на несколько дней в командировку в Дивеево запечатлеть такое грандиозное событие. Монастырь в то время находился в стадии строительства. Приехали мы часа в четыре утра, смотрю: казаки на лошадях – это была личная охрана, сопровождение крестного хода от Санкт – Петербурга через Москву, Нижний Новгород в Дивеево. Разместили нас в самых настоящих кельях, кормили в трапезной.

 

 

kob nish

 

Столько впечатлений! Было много иностранцев, с некоторыми мы даже познакомились.В богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору. Мне очень хотелось устроить фотовыставку о поездке, но в связи с начавшимися тяжелыми временами затея не осуществилась. Так с 1987 г до 1997г проработал я на радиозаводе 10 лет, а потом началась Перестройка и жизнь заставила меня искать работу в Москве. Пришлось на пять лет стать строителем…»

 

kob flaf

 

К этому времени на рынке фотоуслуг в Кулебаках все ниши оказались уже заняты и Михаил Владимирович стал искать другое применение своим знаниям.

С 2005г Михаил Владимирович работает на заводе металлоконструкций оператором рослера . Обучать персонал приезжал представитель фирмы RÖSLER. Привозят металл на участок подготовки и с помощью станка производят дробеметную очистку и грунтовку поверхности металла от ржавчины и окалины. К любой работе Михаил Владимирович привык подходить творчески, находить в ней свои преимущества. Вот и эта новая работа нравится Михаилу Владимировичу, он вкладывает в нее все свои знания и умения.

kob delo 4

Вся жизнь Михаила Владимировича прошла в учебе, но он не жалуется, считает, что человек не должен стоять на одном месте, должен постоянно развиваться и совершенствоваться.
Михаил Владимирович – уверенный пользователь персонального компьютера, самостоятельно освоил довольно сложную программу Photoshop и иногда отсылает особенно удачные снимки своим онлайн – друзьям. С любимым и единственным внуком от дочери Михаил Владимирович связывает определенные надежды: вдруг тот заинтересуется фотографией - было бы кому передать весь свой богатый опыт.

 

Г.Н. Карочкина
Продолжение следует

СВЕТ

Вход через соцсети