Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 16. Заводские фотографы. Титова Татьяна Владимировна
В большой и музыкальной семье Сосковых (это девичья фамилия Титовой Татьяны Владимировны) было семь дочерей и сын Геннадий. Все дети старались освоить музыкальные инструменты, с удовольствием пели любимые песни, романсы. Дочка Татьяна аккомпанировала родным на баяне.
Родилась Татьяна Владимировна в 1941 г., закончила 10 классов школы № 11. Училась хорошо, в Кулебакский металлургический колледж на специальность «Производство стали» взяли только четырех девушек – не смогли им отказать – хорошо учились, они и защитились потом на «5». Но девушек сталеварами на производство не брали, предложили им взять направления в другие города.
С будущим мужем Владимиром познакомилась в техникуме, сидели за одной партой. Он и научил Татьяну Владимировну фотографировать.
«У Володи был фотоаппарат «Смена», а я купила фотоаппарат «Весна». Фотоаппарат оказался очень прост в обращении – поставил метраж - и фотографируй. Сама не печатала – было негде. Володя отдавал фотопленку своему другу, он и печатал.
К концу учебы мы были уже женаты. Дали нам с мужем направление в г. Орел. Шел 1963г. Приехали, а город после войны еще до конца не отстроили. Завод находился на краю города. Общежитие не дали, помотались с неделю, так и уехали назад, домой. Пришла на работу в ЦЗЛ, в металлургическую лабораторию.
В 1966г. подходит ко мне Иван Фролович Терехов – начальник исследовательской лаборатории, - вспоминает Татьяна Владимировна. – «Не хотите перейти в фотолабораторию?» Я и перешла. А фотографом тогда была там Майорова Александра Васильевна. Но она ушла вскоре оттуда.
В разное время со мной работали: Белякова Татьяна, Баранцева Татьяна, Орлова Татьяна. Смоляный Володя (с Украины). Я работала всегда с утра, но вызвать на работу меня могли в любое время.
Сколько несчастных случаев приходилось мне снимать: отрезанные станками руки, ноги – ужас! Могли и ночью приехать за мной с завода. Раз мужчину в заводе перерезало поездом. Лежит он, разрезанный пополам. А фотографировать нужно было с разных ракурсов, да потом напечатать каждую фотографию в восьми экземплярах. Ночь, ничего не видно. Подогнали тепловоз, он все фарами осветил, пришлось мне под вагонами тогда полазить, чтобы все снять в деталях. После этого я ни есть, ни спать не могла. В заводе – то ведь все друг друга знали. И рабочего я тоже знала. Но таких страшных аварий, к счастью, случалось не очень много.
Мы были технические фотографы. Идут трещины в металле – иди, снимай, фотограф. Потом начальство, технологи разбирались в причинах брака. Приезжали командировочные из других городов. Для них фотографировала кольца, продукцию завода. Проявитель мы делали сами, смешивая химикаты в определенных пропорциях.
У нас в лаборатории была специальная машина для сушки, глянцевания фотографий, большой увеличитель. Для того, чтобы на срезе металла фотографировать крошечную трещинку (как будто иголкой ткнули), ездили мы с Брусовой Н.С. в командировку в Запорожье, привезли оттуда фотоаппарат на треноге - «Фотокор», объектив – гармошкой.
Мы снимали фото с размером кадра 9х12, 13х18 и был у нас еще аппарат, которым снимали 18х24. А до меня работал фотоаппарат, на котором снимки получали 24х30. На новом фотоаппарате можно было снимать портреты в половину чертежного листа.
Мы фотографировали ветеранов войны, передовиков производства, приезжавших в наш город космонавтов: Бережного, Климука, др. Много работы, но я ее очень любила. Лекторы заводского общества «Знание» всегда приглашали меня с собой, если отправлялись по разным городам отдыхать по путевкам. Путевки были бесплатные от завода. Я делала снимки городов, в которых мы останавливались. Потом распечатывала на память.
Так и проработала в ЦЗЛ 33 года. Владимир Михайлович Шенфейн приглашал меня перейти работать в его фотолабораторию, но я отказалась. Была внештатным фотокорреспондентом газеты «Кировец», «Кулебакский металлист». Пела в заводском хоре. Хор в ЦЗЛ насчитывал 30 человек. Почти в каждом цехе организовывалась своя самодеятельность. Смотры проходили, конкурсы. Так все было интересно».
Начальство Татьяну Владимировну ценило, неоднократно награждало Почетными грамотами, а в 1980 году Татьяне Владимировне вручили Свидетельство о занесении ее имени в Книгу Почета Кулебакского ордена Трудового Красного Знамени металлургического завода имени С.М. Кирова.
«Помимо работы на заводе, вся моя жизнь была связана с кинотеатром «Россия» и Дворцом культуры. Папа очень любил читать книги, а я ходила во Дворец культуры в библиотеку и меняла ему книги. Любила посидеть в читальном зале, почитать журналы, - вспоминает Татьяна Владимировна. - А с 1987 по 1994 гг. я вела фотокружок во Дворце Культуры. Ко мне в фотокружок ходили дети почти со всей улицы Бутова. По выходным собирались с утра, а по будням я вела занятия после работы, вечером. Длились занятия час – полтора. Если идти по нижнему фойе, то наша комната была в самом конце, напротив входной двери во Дворец культуры. В 80-е годы проходил городской конкурс «Пусть всегда будет солнце», я заняла первое место и была награждена Почетной грамотой и книгой за фотографии детей. Оформляли стенды с работами кружковцев». До сих пор хранит Татьяна Владимировна любимый фотоаппарат «Киев».
Татьяна Владимировна обладает очень красивым каллиграфическим почерком. Он достался ей по наследству, от деда, который был писарем в полку у Прусского кронпринца Вильгельма.
«В кинотеатре «Россия» оформляла афиши - щиты огромные, - вспоминает Татьяна Владимировна. - Пол холодный, цементный, ползаешь по нему, ползаешь. На праздники оформлялись афиши с перечнем проводимых мероприятий. Фильмы в «России» менялись почти каждый день, и каждый день вывешивалась новая афиша. Работы было очень много. Я ведь в «России» проработала 17 лет, на пенсию вышла в 72 года».
Татьяна Владимировна перелистывает альбомы с фотографиями. Вся ее жизнь тут: сцена, концерты, выступления. Татьяна Владимировна хорошая мама, бабушка, не мыслит она себя и без друзей. К сожалению, здоровье не позволяет ей активно заниматься общественной работой и пением, но если уж выбирается она на встречу ветеранов культуры, то обязательно принимает участие в импровизированном концерте и здесь самозабвенно поет, стараясь передать слушателям частичку своей души, тепла и доброты.
Г.Н. Карочкина
Продолжение следует