Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 14. Заводские фотографы. Лобудова Татьяна Николаевна
Родилась в 1950 году в Кулебаках. Родители Татьяны Николаевны всю свою жизнь проработали на заводе Кирова: мама – Харитонова Анна Семеновна – машинистом растяжного пресса в цехе № 5, а папа – Николай Никитович – машинистом паровоза, затем начальником депо в железнодорожном цехе.
После окончания школы №8 Татьяна задумалась о выборе профессии. Случайно на глаза попалось объявление о приеме в Нижегородское профессионально – техническое училище на специальность «Фотограф». Заинтересовалась: профессия необычная, интересная. Учеба давалась легко. Жила на квартире, но трудности Татьяну не пугали - дома привыкла помогать по хозяйству: жили в частном доме, родители держали корову, все приходилось делать.
В январе 1969 г приехала в Кулебаки на практику. Павел Петрович Мусев был старшим, к новенькой отнесся внимательно, помогал, если нужно было, но в фотоателье на рынке Татьяна Николаевна проработала всего недели две, а потом ее перевели в ателье «Мечта», где требовался фотограф.
Работа Татьяне Николаевне нравилась: все время приходилось общаться с разными людьми, увлекал процесс съемок. Приходили семьями, с детьми, ко всем нужно было найти подход, чтобы клиенты остались довольны. Наверное, Татьяна Николаевна зарекомендовала себя хорошим специалистом, потому что именно к ней в апреле 1972 года пришел Шенфейн Владимир Михайлович и стал уговаривать перейти на работу в завод Кирова, где открывалась новая фотолаборатория.
Не сразу согласилась Татьяна Николаевна с предложением, раздумывала - привыкла работать с людьми, а тут вдруг уйти на завод? И все-таки в мае 1972 г Татьяна Николаевна перешла на работу в завод. Им выделили совершенно пустую комнату для съемок, где был отгорожен уголочек под темную фотолабораторию.
Татьяна Николаевна в заводской оранжерее
«Летом 1972 года, - вспоминает Татьяна Николаевна - меня профком завода направляет работать в пионерский лагерь им/Матросова. Все лето я проработала там, фотографировала жизнь лагеря: подъем, зарядку, линейки, веселые старты. Вела фотокружок. Профком закупил фотоаппараты «Смена». Желающих научиться фотографировать было много. А в сентябре рабочих от завода посылали на расчистку лесных массивов – в 1972 году были сильные лесные пожары. Ездила туда корреспондентом».
Потихоньку работа новой фотолаборатории стала налаживаться – появились необходимые фотоматериалы и инвентарь. Владимир Михайлович Шенфейн ходил по цехам к знакомым начальникам, просил выделить что-нибудь из оборудования: мебель, канцелярские принадлежности, кюветы и т.п. Но и директор завода - Анатолий Яковлевич Рабинович - всегда помогал, не ограничивал в средствах.
Может быть, поэтому заводская фотолаборатория была всегда очень хорошо оборудована. Если в городской фотографии шло фото на документы, портреты, то в заводе делали фотографии для оформления Красных уголков, стендов, снимали все заводские мероприятия, технологические процессы, соревнования комсомольских бригад. Приезжали делегации из Выксы, делали плавки дружбы.
Приезд на завод первого секретаря Горьковского обкома КПСС Христорадного Ю.Н.
Фото Лобудовой Т.Н. Из личного архива.
Много фотографий делали для Музея, переснимали личные фото. Приезжали представители из Нижегородского государственного архива, отбирали негативы - пополняли свою коллекцию. В заводской лаборатории тоже был свой архив.
По истечении срока хранения некоторые негативы и фотографии уничтожались. Раньше во Дворце культуры проводили комсомольские собрания, партсобрания, проходили профсоюзные конференции. Сотрудники фотолаборатории делали съемку в начале заседания, затем с отснятой пленкой ехали на машине в лабораторию, а там их уже ждали, дежурили, быстро печатали фото, торопились, все бегом. Для таких случаев всегда берегли бумагу «Березка», она была как пленочная, ее протер – и не надо сушить. А в перерыве мероприятия в фойе уже висел плакат с фотографиями. В заводской лаборатории был даже панорамный фотоаппарат, который снимал на 180*.
Панорамный фотоаппарат «Горизонт»
Панорамные фотографии печатали метражом: метровые, полутораметровые фотографии. Бумага была специальная – рулонная. За химикатами для цветной фотографии ездили в Муром, Навашино, технику ремонтировать возили в Москву. Постепенно Татьяна Николаевна привыкла к заводу, полюбила новую работу.
Фотолаборатория стала расширяться: выделили большую комнату, которая находилось в проходной № 2. Сначала доступ в лабораторию был свободным, позднее дверь вывели за турникет, пройти туда можно было по пропускам.
В 1973 г Татьяну Николаевну перевели старшим фотографом, а в 1975г Владимир Михайлович вышел на пенсию и предложил Татьяне Николаевне занять его место. После долгих уговоров Татьяна Николаевна согласилась – работу знала хорошо, да и прибавка к зарплате была ощутимой.
Формально их фотолаборатория относилась к цеху благоустройства, но подчинялась дирекции завода, в 1979 г их перевели сначала в печатно – множительное бюро, затем в 1992г, фотолаборатория вошла в отдел научно – технической информации, рационализации и патентоведения (ОНТИРиП), с 1993г отдел научно – технической информации, патентоведения, рационализации и рекламы (ОНТИРиР).
Много лет посвятила Татьяна Николаевна любимой работе, неоднократно награждалась Почетными грамотами, в 1975г была награждена Почетной грамотой и ценным подарком «За систематическое освещение материалов о работе завода в газете «Кулебакский металлист», в заводской многотиражной газете «Кировец» и по радиовещанию». В 1986г получила первую премию за серию фотографий и Почетную грамоту за активное участие в литературно – художественном конкурсе под девизом «Мой завод – моя судьба», а в 1990 г Татьяне Николаевне присуждено звание «Ударник ХII пятилетки».
Фото из личного архива Лобудовой Т.Н.
«Открывая свежий номер газеты, мы обращаем внимание на снимки, под которыми часто можно видеть короткую подпись: «Фото Т. Лобудовой». Татьяна – наш внештатный фотокорреспондент уже много лет. Она умеет правильно выбрать сюжет съемки, качественно сделать фотоснимок. После ее работы довольны бывают все: и тот, кого сфотографировали, и читатели многотиражки. В этом Татьяна видит свой главный почетный долг».
Г.Н. Карочкина
Продолжение следует