СССР

Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 13. Заводские фотографы. Владимир Михайлович Шенфейн.


Промышленная и деловая фотография возникла еще в Х1Х веке, когда многие фотографы выбирали для своих сюжетов производственные предприятия, оборудование и простых рабочих. Героями промышленной фотографии становились самые разные люди, независимо от занимаемой ими должности или социального положения – изобретатели, руководители предприятия, рабочие или инженеры, на несколько секунд оторванные от своего дела.

 sh portret

Фотография имела огромное значение в идеологической, пропагандисткой деятельности, которую развернуло Советское правительство по внедрению в сознание народа коммунистических идеалов, принципов. В одной из своих резолюций Х съезд РКП(б) указал: "Заводские собрания, технические совещания, конференции всякого рода и в их числе производственные, делегатские совещания, печать, искусство, передвижные выставки, кино и т.д. - все это должно быть использовано для производственной пропаганды. Этой основной задаче - производственной пропаганде - и должна была служить фотография...

Сегодня промышленная и деловая фотография стала еще более актуальной, главной задачей ее является создание внушительного и солидного портрета современного индустриального предприятия: показать основные этапы производства, отразить ключевые технологические процессы, продемонстрировать масштаб и инновационность отдельных цехов и вспомогательных участков, показать сотрудников и руководство предприятия за работой. Помимо этого, задачей проведения такой съемки может являться получение фотографий территории предприятия или комплекса общим планом, а также производственных, промышленных, складских зданий, сооружений и других объектов. Такие фотографии являются важным иллюстративным материалом для специализированных отраслевых изданий, каталогов и различного рода корпоративных отчетов.

Имена заводских фотографов кулебачанам хорошо знакомы - это они долгие годы собирали и продолжают собирать фотолетопись металлургического, завода радиоузлов и других производств.

 

sh na kolen u papa

Володя на коленях у отца

 

Владимир Михайлович Шенфейн родился в 1908 году в городе Рязани в большой, многодетной семье. У отца были «золотые руки», он обеспечивал семью тем, что обивал мебель в богатых домах. Это позволило ему дать всем детям (кроме маленького Володи) гимназическое образование, а мама не работала, занималась домашним хозяйством.

 

sh 1914 sob pojert

Маленький Володя собирает пожертвования, 1914 год

 

Владимиру Михайловичу было 11 лет, когда он потерял родителей. Воспитывать его пришлось старшей сестре Розе Михайловне и ее мужу, которые были фармацевтами и приехали в Кулебаки по направлению для работы в аптеке. Владимир Михайлович занимался любительской фотографией и его в 1935г взяли на работу в милицию, на должность фотографа. Здесь требовались крепкие нервы: выезжали на различные преступления, на убийства.

Всякое пришлось повидать. Вызывали и днем, и ночью. Через 4 года ушел работать на завод им. С.М. Кирова в железнодорожный цех, в лабораторию по очистке котлов от накипи. Какое – то время был заместителем секретаря парторганизации цеха.

 ww

 

Из железнодорожного цеха он и уйдет в 1968 году на заслуженный отдых. Увлечение фотографией Владимир Михайлович не бросал и продолжал съемки параллельно своей работе. Лирические пейзажи, производственные съемки, портреты заводчан – фотографий в его архиве сохранилось множество. Их с удовольствием печатали в газетах: «Кировце» и «Кулебакском металлисте».

 

sh zavod

 

Владимир Михайлович стал внештатным фотокорреспондентом этих изданий, а в «Кировце» входил в состав редколлегии. Участвовал в заводских, городских фотоконкурсах, не раз занимал призовые места. В те годы на заводе было не так уж много фотографов, чтобы талант Владимира Михайловича остался незамеченным руководством, а директор завода Анатолий Яковлевич Рабинович всегда отличался внимательным отношением к людям.

 

sh portret 3

 

Владимиру Михайловичу предложили организовать фотолабораторию на заводе. В ЦЗЛ уже была техническая фотолаборатория, которая обслуживала производство: ее сотрудники (дочь Владимира Михайловича - Белякова Т.В.,Майорова А.В., Титова Т.В., др.) делали фотосъемки срезов металла для анализа. Владимир Михайлович с энтузиазмом взялся за дело и создал совершенно другую фотолабораторию: кроме фотографий цехов завода и передовиков производства снимали для истории почетных гостей завода, события общественной и культурной жизни города, организовывали Доски Почета и т.п. Он бережно собирал фотолетопись завода.

 

sh uborka

 

Сначала Владимир Михайлович работал в фотолаборатории один, потом туда пришли Лобудова Т.Н., Красавин Н.Н., Зеленчук В.И., Никулина И.Б. Владимир Михайлович щедро делился своим опытом не только с коллегами по работе.

Усилиями Владимира Михайловича был открыт фотокружок, который располагался на улице Воровского при Детской технической станции. Кружок находился почти рядом с домом, где жил Владимир Михайлович с семьей. Детскую техническую станцию посещало много детей, было интересно: велись различные кружки. Владимир Михайлович отдавался новому делу со всей душой: педантично вел тетрадь посещений, закупал оборудование, на которое завод выделял деньги. За свою долгую жизнь (а прожил Владимир Михайлович 82года) он освоил все марки советских фотоаппаратов: «Зенит», «Зоркий», «Москва», «ФЭД», «Феликс», «Киев» и др. Снимал кинокамерой семейные праздники, печатал и цветные фотографии.

 

sh deti estr

 

Владимира Михайловича часто можно было увидеть на улицах города: он любил снимать природу, закаты. Ездил для фотосъемок в пионерский лагерь им. А. Матросова, в дом отдыха «Дубрава», часто плавал на теплоходе до Астрахани, до Волгограда. Отовсюду привозил новые снимки. Домашние фотолаборатории устраивали во многих семьях: искусство фотографии всегда было очень популярным. Это сейчас все просто: пощелкал фотоаппаратом и отдал печатать снимки или распечатал сам на домашнем принтере. А раньше нужно было найти подходящее темное помещение, купить множество разных приспособлений: бачки, фотоувеличитель, ванночки, химические реактивы для проявки пленки, фотобумаги, для закрепления и т.д. – целое искусство.

Владимир Михайлович выделил под фотодело ванную комнату, там и печатал свои работы. Клиенты приходили к нему даже домой. Владимир Михайлович никому не отказывал: делал фотографии на документы, портреты.

 

sh meropri

 

Искусство фотографии развивалось стремительно, чтобы быть в курсе всех новинок Владимир Михайлович читал много профессиональной литературы, так как не имел специального образования. Человеком Владимир Михайлович был разносторонним: в подвале дома оборудовал мастерскую и делал неплохую мебель: книжный шкаф с резными ножками, этажерку для газет, красивые наличники для домика в саду. К новому увлечению подходил творчески: сначала рисовал эскизы, а потом вытачивал на деревообрабатывающем станке.

 

sh star

 

Владимир Михайлович - мастер на все руки: починял так, что выходило, как новое. Владимир Михайлович был очень грамотным человеком, любил читать, в доме собрал хорошую библиотеку. Ну как не освоить тут переплетное дело? А еще любил возиться в саду, отдыхал там с семьей, даже на мандолине играл, хотя музыкального образования не получил.

 

sh vnuk vadik

Внук Вадик

 

Одна из дочерей Владимира Михайловича -Татьяна Владимировна - сначала работала в фотолаборатории ЦЗЛ, а после окончания Московского Всесоюзного заочного машиностроительного института (ВЗМИ) по специальности «Металловедение и термообработка» начальником лаборатории металлофизики завода им. С.М. Кирова. Ее сыновья (Игорь и Вадим) тоже получили техническое образование. Татьяна Владимировна продолжила дело своего отца, у нее огромное количество фотографий со всех семейных событий. Младшая дочь Вера Владимировна окончила Нижегородский политехнический институт, живет в Минске, у нее два сына, один из сыновей тоже увлекается фотосъемкой.

 

sh portret 6

 

Владимир Михайлович Шенфейн стоял у истоков создания и развития фотографии в нашем городе. И хотя его давно уже нет с нами, но его фамилию с восхищением и уважением произносит каждый фотограф.

 

Г.Н. Карочкина
Продолжение следует...

Вход через соцсети