Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 13. Заводские фотографы. Владимир Михайлович Шенфейн.
Промышленная и деловая фотография возникла еще в Х1Х веке, когда многие фотографы выбирали для своих сюжетов производственные предприятия, оборудование и простых рабочих. Героями промышленной фотографии становились самые разные люди, независимо от занимаемой ими должности или социального положения – изобретатели, руководители предприятия, рабочие или инженеры, на несколько секунд оторванные от своего дела.
Фотография имела огромное значение в идеологической, пропагандисткой деятельности, которую развернуло Советское правительство по внедрению в сознание народа коммунистических идеалов, принципов. В одной из своих резолюций Х съезд РКП(б) указал: "Заводские собрания, технические совещания, конференции всякого рода и в их числе производственные, делегатские совещания, печать, искусство, передвижные выставки, кино и т.д. - все это должно быть использовано для производственной пропаганды. Этой основной задаче - производственной пропаганде - и должна была служить фотография...
Сегодня промышленная и деловая фотография стала еще более актуальной, главной задачей ее является создание внушительного и солидного портрета современного индустриального предприятия: показать основные этапы производства, отразить ключевые технологические процессы, продемонстрировать масштаб и инновационность отдельных цехов и вспомогательных участков, показать сотрудников и руководство предприятия за работой. Помимо этого, задачей проведения такой съемки может являться получение фотографий территории предприятия или комплекса общим планом, а также производственных, промышленных, складских зданий, сооружений и других объектов. Такие фотографии являются важным иллюстративным материалом для специализированных отраслевых изданий, каталогов и различного рода корпоративных отчетов.
Имена заводских фотографов кулебачанам хорошо знакомы - это они долгие годы собирали и продолжают собирать фотолетопись металлургического, завода радиоузлов и других производств.
Володя на коленях у отца
Владимир Михайлович Шенфейн родился в 1908 году в городе Рязани в большой, многодетной семье. У отца были «золотые руки», он обеспечивал семью тем, что обивал мебель в богатых домах. Это позволило ему дать всем детям (кроме маленького Володи) гимназическое образование, а мама не работала, занималась домашним хозяйством.
Маленький Володя собирает пожертвования, 1914 год
Владимиру Михайловичу было 11 лет, когда он потерял родителей. Воспитывать его пришлось старшей сестре Розе Михайловне и ее мужу, которые были фармацевтами и приехали в Кулебаки по направлению для работы в аптеке. Владимир Михайлович занимался любительской фотографией и его в 1935г взяли на работу в милицию, на должность фотографа. Здесь требовались крепкие нервы: выезжали на различные преступления, на убийства.
Всякое пришлось повидать. Вызывали и днем, и ночью. Через 4 года ушел работать на завод им. С.М. Кирова в железнодорожный цех, в лабораторию по очистке котлов от накипи. Какое – то время был заместителем секретаря парторганизации цеха.
Из железнодорожного цеха он и уйдет в 1968 году на заслуженный отдых. Увлечение фотографией Владимир Михайлович не бросал и продолжал съемки параллельно своей работе. Лирические пейзажи, производственные съемки, портреты заводчан – фотографий в его архиве сохранилось множество. Их с удовольствием печатали в газетах: «Кировце» и «Кулебакском металлисте».
Владимир Михайлович стал внештатным фотокорреспондентом этих изданий, а в «Кировце» входил в состав редколлегии. Участвовал в заводских, городских фотоконкурсах, не раз занимал призовые места. В те годы на заводе было не так уж много фотографов, чтобы талант Владимира Михайловича остался незамеченным руководством, а директор завода Анатолий Яковлевич Рабинович всегда отличался внимательным отношением к людям.
Владимиру Михайловичу предложили организовать фотолабораторию на заводе. В ЦЗЛ уже была техническая фотолаборатория, которая обслуживала производство: ее сотрудники (дочь Владимира Михайловича - Белякова Т.В.,Майорова А.В., Титова Т.В., др.) делали фотосъемки срезов металла для анализа. Владимир Михайлович с энтузиазмом взялся за дело и создал совершенно другую фотолабораторию: кроме фотографий цехов завода и передовиков производства снимали для истории почетных гостей завода, события общественной и культурной жизни города, организовывали Доски Почета и т.п. Он бережно собирал фотолетопись завода.
Сначала Владимир Михайлович работал в фотолаборатории один, потом туда пришли Лобудова Т.Н., Красавин Н.Н., Зеленчук В.И., Никулина И.Б. Владимир Михайлович щедро делился своим опытом не только с коллегами по работе.
Усилиями Владимира Михайловича был открыт фотокружок, который располагался на улице Воровского при Детской технической станции. Кружок находился почти рядом с домом, где жил Владимир Михайлович с семьей. Детскую техническую станцию посещало много детей, было интересно: велись различные кружки. Владимир Михайлович отдавался новому делу со всей душой: педантично вел тетрадь посещений, закупал оборудование, на которое завод выделял деньги. За свою долгую жизнь (а прожил Владимир Михайлович 82года) он освоил все марки советских фотоаппаратов: «Зенит», «Зоркий», «Москва», «ФЭД», «Феликс», «Киев» и др. Снимал кинокамерой семейные праздники, печатал и цветные фотографии.
Владимира Михайловича часто можно было увидеть на улицах города: он любил снимать природу, закаты. Ездил для фотосъемок в пионерский лагерь им. А. Матросова, в дом отдыха «Дубрава», часто плавал на теплоходе до Астрахани, до Волгограда. Отовсюду привозил новые снимки. Домашние фотолаборатории устраивали во многих семьях: искусство фотографии всегда было очень популярным. Это сейчас все просто: пощелкал фотоаппаратом и отдал печатать снимки или распечатал сам на домашнем принтере. А раньше нужно было найти подходящее темное помещение, купить множество разных приспособлений: бачки, фотоувеличитель, ванночки, химические реактивы для проявки пленки, фотобумаги, для закрепления и т.д. – целое искусство.
Владимир Михайлович выделил под фотодело ванную комнату, там и печатал свои работы. Клиенты приходили к нему даже домой. Владимир Михайлович никому не отказывал: делал фотографии на документы, портреты.
Искусство фотографии развивалось стремительно, чтобы быть в курсе всех новинок Владимир Михайлович читал много профессиональной литературы, так как не имел специального образования. Человеком Владимир Михайлович был разносторонним: в подвале дома оборудовал мастерскую и делал неплохую мебель: книжный шкаф с резными ножками, этажерку для газет, красивые наличники для домика в саду. К новому увлечению подходил творчески: сначала рисовал эскизы, а потом вытачивал на деревообрабатывающем станке.
Владимир Михайлович - мастер на все руки: починял так, что выходило, как новое. Владимир Михайлович был очень грамотным человеком, любил читать, в доме собрал хорошую библиотеку. Ну как не освоить тут переплетное дело? А еще любил возиться в саду, отдыхал там с семьей, даже на мандолине играл, хотя музыкального образования не получил.
Внук Вадик
Одна из дочерей Владимира Михайловича -Татьяна Владимировна - сначала работала в фотолаборатории ЦЗЛ, а после окончания Московского Всесоюзного заочного машиностроительного института (ВЗМИ) по специальности «Металловедение и термообработка» начальником лаборатории металлофизики завода им. С.М. Кирова. Ее сыновья (Игорь и Вадим) тоже получили техническое образование. Татьяна Владимировна продолжила дело своего отца, у нее огромное количество фотографий со всех семейных событий. Младшая дочь Вера Владимировна окончила Нижегородский политехнический институт, живет в Минске, у нее два сына, один из сыновей тоже увлекается фотосъемкой.
Владимир Михайлович Шенфейн стоял у истоков создания и развития фотографии в нашем городе. И хотя его давно уже нет с нами, но его фамилию с восхищением и уважением произносит каждый фотограф.
Г.Н. Карочкина
Продолжение следует...