Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 5. Комбинат бытового обслуживания
Кулебакский городской архив приятно поразил обилием света, чистотой, простором. Много ответов на вопросы можно найти в толстых, аккуратно упакованных папках, лежащих на полках…
Оказывается, Кулебакская промыслово – кооперативная швейная артель «Первое Мая» Нижегородского краевого промыслово – кооперативного швейно – ремонтного союза (в дальнейшем – Рембытартель) была организована еще в годы НЭПа, в апреле - мае 1929 года …
В те годы в СССР появились различные артели , они заполняли ниши экономики, неохваченные крупной промышленностью, работа в артелях промысловых занимала большой процент трудящихся. В военное время они особенно вливались в производственную жизнь: автомат ППШ был сделан московской артелью «Металлоремонт», многие женщины на стареньком бабушкином «Зингере» шили шинели. Были промкомбинаты, были заготовители: метелки для дворников в городах – от них, грибоварни в сезон – от них, чистильщики обуви, ателье индпошива и т.п. – кооперация присутствовала в городах и сёлах.
В Кулебакакскую Рембытартель входили: артель «Первое Мая» (включающая швейный и белошвейный цеха, парикмахерские, отделение в Навашино), и артель «Красное Знамя» (Кожзавод, Центральная мастерская, мастерские в с.Теплово, п. Велетьма, пос. Войкова). Изначально должности фотографа в артели не было. Согласно «Книге учета личного состава» 1.09.1938г в Рембытартель был принят на работу в качестве зав. фотографией Панкратов Дмитрий Евлампиевич. Почти через год, 1.12.1939г, на работу поступает бригадиром –фотографом Матвеев Карп Ефимович. Далее приводится список сотрудников фотографии согласно «Книге учета личного состава» (кроме кассиров и уборщиц):
На основании объявлений, опубликованных в газете «Кулебакский металлист», можно сделать вывод о том, что в городе было несколько фотографий, артель «Восход» имела свою фотографию, которая впоследствии присоединилась к Рембытартели. В январе 1947 года фотография на улице Труда была ликвидирована и вновь открыта в здании швейной мастерской на Базарной площади.
Рембытартель занимала несколько домов на рынке: в деревянном здании (на месте которого сейчас находится магазин «TMK») на первом этаже располагалась часовая и сапожная мастерские, на втором – швейное отделение и фотография.
В январе 1948 г фотография № 43 Горьковского облисполкома (по увеличению портретов) на ул. Сусанина, д.2 (бывшая сберкасса) переведена в Рембытартель. Кроме того, в Рембытартель входила и фотография № 3 (при доме К.Е. Матвеева на улице Восстания). Администрация КБО разместилась на втором этаже дома на ул. Ст. Разина,80( перестроенного в 2000-е годы в магазин «SEVEN»). Работы у фотографов было много. Помимо павильонных съемок в городе наладили сбор у населения старых фотокарточек для их увеличения и реставрации (многие фотографии были мятые, рваные, плохого качества). В штат набирали специальных уполномоченных, агентов по сбору портретов, художников – портретистов, мастеров – художников, ретушеров – портретистов (в разные годы эти должности назывались по-разному).
В семейных альбомах многие кулебачане хранят красивые фотографии своих бабушек и дедушек – это больше портреты, чем фотографии.
Даже в годы Великой Отечественной войны фотоателье не прекращало работы – было много желающих послать любимым и родным семейные портреты, отреставрировать фотографии, полученные с фронта. Сотрудники в фотоателье менялись часто, видимо это было связано с призывом в ряды Красной Армии.
Все фотоателье в СССР были оснащены фотокамерами ФК и все фотоателье были похожи друг на друга: большая комната со множеством осветительных фонарей, белых зонтов с лампами внутри, неподвижных или сдвигающихся фонов. Всё это применялось для создания всяких фотошедевров при съемке взрослых и детей.
Фотокамеры ФК даже выглядели как нечто таинственное и волшебное. Какие-то красивые полированные рамки и дощечки из красного дерева, блестящие рычажки и колёсики. Чёрная гармошка-мех, объектив с большой линзой. Устройство стояло на мощной подставке с рукоятками и колёсами… Все, кто постарше, практически без исключения снимались на такую камеру.
Елка как элемент интерьера, 1960-е гг. Кулебаки
Обязательно было специальное место с высоким табуретом и фоном для съёмки на документы. В Кулебакском фотоателье клиента сажали на крутящийся стульчик, освещали несколькими фонарями с разных сторон, подсвечивали фон, затем начиналось самое главное… Фотограф направлял на вас объектив такого фотоаппарата, накрывался чёрным покрывалом, крутил колёса на массивном основании, поднимая или опуская аппарат, двигал его туда-сюда, командовал куда повернуть или поднять-опустить голову, выбирая ракурс… Затем, убирал покрывало, одевал на объектив крышку, менял рамку с матовым стеклом на кассету, крутил кольцо диафрагмы на известное только ему значение и говорил — "улыбнитесь!" или даже — "сейчас вылетит птичка!" и грациозным движением руки снимал крышку объектива и снова одевал её на место. Говорил, когда прийти за фотографией, и до свидания… Это всё было настоящим таинственным процессом и надолго запоминалось.
А работа с детьми! На кресло ставили специальную подставку для детей, поднимая их повыше, фотограф рассказывал какие-то сказки-прибаутки и заставлял ребёнка делать то, что нужно для съёмки. Фотограф должен был быть ещё и хорошим психологом (кстати, не только с детьми) и загадочным волшебником. Павел Петрович Мусев умел найти подход к каждому ребенку. Особенной популярностью пользовался колокольчик, которым привлекали внимание ребенка – действовал безотказно. В послевоенное время было очень модно делать портрет «три четверти» или «в пол оборота». Получался этакий мечтатель, задумчиво глядевший куда угодно, только не в объектив.
Мастера творили чудеса. Панкратов Дмитрий Евлампиевич работал с 1938 года: был фотографом и какое – то время зав. фотоателье. А после Из личного архива Левкиной Т.П. войны в фотоателье пришли вернувшиеся с войны Павел Трофимович Левкин и Павел Петрович Мусев. Художником – портретистом была Синицына Александра Петровна, ретушером работала Посаднова Екатерина Петровна.
Слева направо: Кащеев А.Б., Молькова В.И., Лукьянова В.А., Антонов В.А., Стручкова Г.М., Мусев П.П., кассир Людмила
Но фотография работала не только на рынке: в 1946 г Карп Ефимович Матвеев открывает ателье в половине своего дома. Рядом с домом стояли рекламные витрины с фотообразцами, был вывешен график работы. Клиентов ходило много - у людей после войны было приподнятое настроение, хотелось сохранить на память эти радостные, счастливые лица.
Цветное гобеленовое полотно использовалось в фотоателье № 1 как фон. 1963г. Из личного архива Левкиной Т.П.
Просуществовало это ателье недолго – до 1948 года.
Фотоателье на территории рынка было катастрофически маленьким и не могло удовлетворить возросшие потребности кулебачан в услугах фотографии. В 1962 году на улице Бутовой, в доме № 126 открылось фотоателье «Мечта». В разное время работали там: Голубев Ю., Ефимова А., Кащеев А., Лукьянова В., Лобудова Т., Зеленчук В.
Кулебаки 60-х… Жители активно переезжают из коммуналок – получают первое отдельное жильё. На улицах ещё не увидишь девушек в мини-юбках. В каждом дворе проводят шахматные турниры, в магазинах продают газировку с сиропом. Вглядитесь в лица и эпизоды ушедшей эпохи, которые попали в кадр кулебакских фотографов.
«На рулетке». Фото Левкина П.Т.
Фото Кузина Ю.Я. Кулебакские мальчишки
Фото Мусева П.П. Аппарат Горкома ВЛКСМ. 1976 г.
Фото Кузина Ю.Я. Первомайская демонстрация
До 1972 года в «Мечте» работала фотографом Лобудова Татьяна Николаевна, с 1972 по 1975 год – Голубев Юрий Иванович, его сменила Ефимова Антонина, а в 1976 году заведование фотографией принял Кащеев Александр Борисович. В ателье «Мечта» работал и Борис Сергеевич Воловиков, который являлся «выездным» фотографом, т.е. производил съемку по заказам от Комбината бытового обслуживания. Он выходил на разные торжества, в школы, детские сады и т.п. В «Мечте» у него была своя фотолаборатория с отдельным входом. Когда ателье «Мечта» закрыли, фотолабораторию Бориса Сергеевича перевели в здание на улице Воровского, д.43. Борис Сергеевич являлся внештатным фотокорреспондентом газеты «Кулебакский металлист», принимал участие в городских фотовыставках, у него много работ к 50 – летию г. Кулебаки.
В работе Комбината бытового обслуживания была масса проблем. Очень быстро возникли трещины на стенах, в которые проходила рука. Требовался капитальный ремонт, и руководству Комбината проще было совсем закрыть проблемный объект. В 1980 году фотоателье «Мечта» было ликвидировано.
В фотоателье на рынке тоже менялись мастера: с середины 60-х годов до начала 80-х работал Антонов Вениамин Андреевич – очень скромный деревенский паренек, который сумел стать высококлассным специалистом, профессионалом в своем деле, делал очень красивые композиционные снимки, портреты. Вениамин Андреевич был «выездным» фотографом: производил съемки в пионерских лагерях, музыкальной школе и т.п. Долгое время являлся правой рукой Павла Петровича Мусева, а когда тот ушел на пенсию, возглавил коллектив. Семейная жизнь у Вениамина не сложилась, и он уехал к другу на Север. Заведование принял Кащеев Александр Борисович, а в 1983 году в Кулебаки возвратился Алексеев Александр Васильевич. Родился он на Украине, в г. Краматорске. В Кулебаках поработал недолго – его маме требовался уход, пришлось уехать, но душа позвала обратно… Александру Васильевичу было уже 50 лет, возраст достаточно солидный, чтобы все начинать сначала, но он рискнул. Принял у Кащеева Александра Борисовича руководство фотоателье. Делал прекрасные натюрморты, пейзажи. В Центре Досуга и кинопоказа «Россия» была организована его персональная выставка.
«Фотографа Александра Васильевича Алексеева знают многие кулебачане. Он многие годы работал в фотографии комбината бытового Алексеев А.В. обслуживания. И надо сказать, успешно. Александр Васильевич фотографировал свадьбы, делал портреты, групповые снимки, с удовольствием снимал детей. Он любил делать фотографии, где можно было проявить мастерство, седьмым чувством (оно присуще только людям творческим) поймать тот миг озарения, когда фотомодель раскрывается перед камерой во всей ее красе. Особенно удавались Алексееву портреты. Это подметил и мэтр кулебакских фотографов П.П. Мусев. Скупой на похвалу, Павел Петрович, просмотрев как – то серию фотопортретов, произнес: «Что ж, снимать головки Вы умеете». Это была самая приятная для Александра Васильевича похвала, хотя лестных слов в свой адрес он слышал немало: как – никак был призером многих фотовыставок и фотоконкурсов областного и Всероссийского масштабов. Работа отнимала практически все свободное время, а он так хотел фотографировать для души! И не что – нибудь, а природу, великолепную природу родного края, поэтому время от времени исчезал на пару выходных дней из поля зрения родных и знакомых и снимал белоствольные березки, полевые цветы. Лесные тропинки, вековые сосны, берега Теши, зеркальную гладь Устимского пруда с отражением облаков и солнечных лучей» .
Александр Васильевич стал передавать свой опыт по цветной фотографии молодежи - Игорю Юрьевичу Лазареву, Лукьяновой Вере Алексеевне, но Перестройка внесла свои коррективы в работу фотоателье.
В 1986 г проводилась работа по совершенствованию организации обслуживания населения, внедрялись новые виды услуг по фотографии, увеличилась на 620 кв.м сеть предприятий бытового обслуживания, фотоателье с рынка было переведено в здание бывшего Горкома партии (в настоящее время располагается ЗАГС). Комбинат бытового обслуживания вновь был переименован:
В новом помещении проработали недолго – фотоателье «уплотнили», «подселив» к ним сотрудников ЗАГСа. Соседство оказалось взаимовыгодным: «Услугами фотографии пользуются почти все кулебачане в моменты торжеств, при оформлении документов и в других необходимых случаях».
Но предприятие продолжало лихорадить: сменилось несколько «хозяев», реорганизовывали, несколько раз меняли название, а в 1992 году фотоателье было совсем закрыто. По-разному сложилась дальнейшая судьба сотрудников фотоателье, у каждого из них своя история жизни…
Кулебаки. Фото Мусева П.П. Из семейного архива
Г.Н. Карочкина
Продолжение следует...