Кулебаки сквозь призму объектива. Часть 4. Корифеи. Прокопенко Николай Михайлович
Николай Михайлович родился в г. Переславле-Залесском Ярославской области в 1905 году. Он переехал в Кулебаки в 1936г. вместе со своей женой Анной Алексеевной. Родители его к тому времени умерли, успев дать детям неплохое образование.
Первое время супруги Прокопенко снимали комнату недалеко от городской бани №1, позднее купили дом на улице Пушкина.
Прокопенко Н.М
«Свою деятельность начал в артели хозяина П.А. Низовцева. Артель состояла из нескольких домов и располагалась на рынке. В 1938 – 1939 годах всех фотографов Кулебак и Мурома объединили в Горьковское фотообъединение. Из артели в 1939 году Н.М. Прокопенко поступает на работу в Дом культуры (ныне Дворец культуры металлургов).
Духовой оркестр ДК
Но Великая Отечественная война спутала все планы…
С 1 февраля 1942 года Николай Михайлович трудится в Муроме на военном заводе № 253. А закончил войну в саперной части. В мае 1946 года он возвращается» в Кулебаки.
Навашино. Весенний разлив 1960-63 гг
Семья потихоньку росла: в 1941 году родился сын Леонид, в 1943 году – дочка Татьяна, в 1946 г - сын Михаил. Супруга Николая Михайловича – Анна Алексеевна работала воспитателем в Саваслейском Детском доме.
В 50 – е годы Николай Михайлович устроился в Навашинский Комбинат бытового обслуживания фотографом. Образования специального не имел, все постигал сам, обмениваясь опытом с друзьями: Мусевым Павлом Петровичем, Матвеевым Карпом Ефимовичем. Друзья и коллеги, они собирались вместе, беседовали.
В 60-е годы в фотоателье на рынке с П.П. Мусевым работала Румянцева Александра Петровна. Она бывала в гостях у Прокопенко, дружила с Анной Алексеевной и Николаем Михайловичем, частенько брала у Николая Михайловича широкоформатный аппарат на треноге, подрабатывала. Работал Николай Михайлович «Фотокором», «ФК», узкопленочным «ФЭД», потом приобрел «Зенит-Е». До 70-х годов сам ездил в Москву за реактивами, выбирал нужную фотобумагу. Под «Фотокор» шла бумага размером 9 х 12, для «ФК» - 13 х 18, 18 х 24 – на портреты.
Участники Горьковского областного семинара, 1964
Когда они все успевали? Вставал Николай Михайлович каждый день в 6.30 утра, перекусывал и торопился успеть на поезд, который отправлялся из Кулебак (около 172 корпуса завода им. С.М. Кирова) до станции «Мордовщик» (г. Навашино). Машинисты паровоза хорошо знали Николая Михайловича и не отправлялись без него. Николай Михайлович был единственным фотографом на весь Навашинский район. Ездил по селам и деревням вместе с членами райкома партии и комсомольскими работниками. Снимал партактив, разные собрания, встречи. Выезжал на все преступления с сотрудниками милиции. Домой возвращался поздно, в 19.30, обедал и усаживался за ретушевальный станок. Негативы перед ретушированием предварительно смазывали скипидаром – так легче приставал карандаш. Делал много цветных портретов, которые раскрашивал вручную акварельными красками.
Трудоемким был процесс изготовления групповых фотографий выпускников школ: чтобы сделать коллаж, нужно распечатать маленькую фотографию каждого ученика и всех учителей, оформить подписи к портретам, красиво все разместить на листе бумаги, сфотографировать коллаж и только потом печатать индивидуальные снимки.
Очень помогала Николаю Михайловичу его супруга – Анна Алексеевна. Вставала рано утром, раскладывала проявочные кюветы, разводила реактивы и печатала фотографии. Домашние дела тоже никто не отменял: трое детей, дом, - все успевала. Дети старались помогать родителям. Младший сын Михаил ездил с отцом по школам, фотографировал.
Анна Алексеевна Прокопенко
Михаил Николаевич остался жить с семьей в отцовском доме. Каждый год он с отцом отправлялся путешествовать по городам России на «Запорожце»: Муром – Рязань – Тула – Киев – Житомир – Львов. Доехали почти до границы с Чехословакией.
На дороге Кулебаки-Велетьма. Фото из газеты "Кулебакский металлист"
«Николай Михайлович водитель был никакой, - вспоминает сын Михаил, - зато путешествовать очень любил. Возить его можно было круглые сутки – никогда не уставал». Раз поехал Николай Михайлович с сыном Михаилом в Переславль – Залесский через г. Владимир, остановились в каком – то совхозе. К Николаю Михайловичу подошла женщина – узнала фотографа: слава о нем разошлась далеко. Николай Михайлович хорошо восстанавливал старые фотографии, делал копии. В Муроме жил художник, он помогал Николаю Михайловичу с заказами – дорисовывал фотографии.
Николай Михайлович когда – то мечтал стать историком или литератором, в 1929 г был студентом цикла теории литературных форм литературного отделения отдела распространения художественных знаний Московской Государственной Академии Художественных Наук, а в 1930 году проходил курс заочного обучения при Московском Педагогическом Институте по русскому языку и литературе.
Николай Михайлович увлекался нумизматикой, филателией, собрал большую библиотеку, был человеком очень грамотным, образованным, хорошо знал русскую историю. В местных газетах публиковались его статьи «Нищелюбы» (о традиции сострадать нищим на Руси), «Дело было под Полтавой», исследование о Куликовском поле и др. Николай Михайлович вел переписку с музеями, занимался краеведением. После 1966 года в фотографии Николай Михайлович больше не работал, делая снимки родных и друзей.
Село Горицы Навашинского района. Фото бочкаря
Г.Н. Карочкина