Российская империя

Кулебакский край в записках А.А. Штевен (Ершовой)


Интересна, в то же время скудна официальная история нашего края. Приведу некоторые факты.

 Кулебакские земли в разные этапы истории принадлежали дворцовому ведомству, нижегородской казне, дворянам Баташовым, Валуевым, Черкасским, Шереметевым, Разумовским, Уваровым, Звенигородским, Дурново, Самариным, Федоровым, а также иноземным поданным австрийцам, полякам, немцам... Можно вспомнить мельком про поход Ивана Грозного на Казань, про то как через эти места проезжал А.С. Пушкин, но всего этого мало для составления полноценной картины происходящего на кулебакской земле в дореволюционный период.

Конечно можно найти на просторах интернета несколько статей и заметок о Кулебаках, которые составят некоторую обобщенную картину представлений о поселении, подкрепив эту информацию выкладками из Википедии, но все это "одно и то же" и мало раскрывает реальную и богатую скрытую историю Кулебак.

Однажды штудируя очередную интернет-находку, я понял, что нашёл по-своему уникальный материал.

Речь идет о труде Александры Алексеевны Штевен (в замужестве Ершовой) под названием «Изъ записокъ сельской учительницы».

 

Для справки:

Вот что рассказывает о А.А. Штевен (Ершовой) исследовании "Писатель, педагог, просветитель Серебряного века" И.А. Агапова, кандидат культурологии:

shteven1

Александра Алексеевна Штевен (в замужестве Ершова; 1865-1933) родилась 23 ноября 1865 г. в с.Смирново Арзамасского уезда Нижегородской губернии в знатной дворянской семье. Выходцы из скандинавов, Штевены получили русское дворянство за военные заслуги. Глава рода, швед Х.В. Стевен (так фамилия писалась в России в начале XΙX века), участвовал в Отечественной войне 1812 года, позже стал генеральным российским консулом в Норвегии. Его младший брат – Ф.Х. Стевен – окончил Царскосельский лицей одновременно с А.С. Пушкиным и был в числе лицейских товарищей великого поэта. Дед – Х.Х. Штевен – ученый, основатель Никитского ботанического сада.

Предки А.А. Штевен по матери, русские дворяне Ульянины, состояли в близком родстве с другой знатной фамилией – Львовыми. Один из Львовых, Алексей Федорович, известен как композитор, автор гимна «Боже, царя храни». М.Ф. Ростовская, урожденная Львова, писала детские рассказы. Л.Ф. Львов был знатоком сценического искусства, директором императорских театров, Ф.Ф. Львов – директором Московского Строгановского училища. Дядя А.А. Штевен по материнской линии В.Н.Ульянин был известным учёным, профессором Варшавского университета.

Отец Александры Алексеевны, Алексей Христианович Штевен, после окончания Царскосельского лицея участвовал в разработке проектов реформы 1861 г. Оставив службу в Петербурге, он купил имение – село Смирново в Арзамасском уезде Нижегородской губернии, чтобы проводить в жизнь крестьянскую реформу.

Первоначальное образование А.А. Штевен получила в Германии, в частных пансионах Дрездена. В 1882 г. лучшей ученицей окончила престижную в Санкт-Петербурге гимназию Святой Анны, где преподавание велось на немецком языке.

В 1885 г. семья Штевенов поселяется в Яблонке Арзамасского уезда Нижегородской губернии, имении, доставшемся от дяди. (В настоящее время это село Яблонка Вадского района Нижегородской области). Здесь Штевен открывает свою первую школу, поставив целью не только обучение грамоте крестьянских детей, но и их нравственное воспитание.

В середине 1880-х и в 1890-е гг. А.А. Штевен открыла в Нижегородской губернии около 50 школ, в которых азы грамоты получило более тысячи крестьянских детей, несколько библиотек, организовала курсы для подготовки учителей народных школ.

Была сторонницей и инициатором введения в уезде всеобщего начального обучения. В 1894 г. сделала доклад о своих школах в Московском комитете грамотности, который был издан отдельной брошюрой («История одной школы» – М., 1894). В том же году вышла ее книга «Из записок сельской учительницы». В ее 2-е издание (1895) вошли ранее публиковавшиеся очерки и ряд публицистических статей. В 1896 г. вышло в свет ее «Открытое письмо Императору Николаю II» за подписью «Русский», отпечатанное в Женевской типографии.

Всероссийской известности А.А. Штевен как педагога-просветителя способствовала статья о её деятельности в самой влиятельной столичной газете «Новое время» от 5 июня 1894 г., где известный публицист С.Атава писал: «Барышня эта открыла более полусотни народных школ, в которых учится около тысячи детей, и завела, чтобы обеспечить учителями, в некотором роде институт… Эта барышня – А.А. Штевен. Все русские люди, которым дорога их родина, которые желают ей блага, должны снять шапки перед этой барышней и поклониться ей».

Став женой земского деятеля М.Д. Ершова, Александра Алексеевна переехала в его имение – с. Лебяжье Тульской губернии. Сотрудничала в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Русской мысли», «Голосе Москвы», «Тульском вестнике», «Новом времени», «Сельском вестнике». В 1906 г. выходят ее публицистические «Письма из Вандеи».

О необычайно ярко проявившейся в общественной жизни и культурной палитре рубежа XIX – XX вв. личности Штевен свидетельствует её эпистолярное наследие. Среди её адресатов учёные и общественные деятели В.И. Вернадский, А.И. Гучков, К.П. Победоносцев, П.Б. Струве, Д.И. Шаховской, писатели В.В. Вересаев, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой и др.

А.А. Штевен (Ершова) приветствовала Февральскую революцию, но не приняла «насильственный переворот» Октября. В годы Гражданской войны потеряла мужа, троих сыновей, 8 месяцев провела в концлагере по обвинению в шпионаже. В 20-е гг., пребывая в своеобразной внутренней эмиграции, работала над воспоминаниями. Успела закончить четыре части. Три первые опубликованы в книге «Литературно-мемуарная проза» (Саров, 2008; сост. И.А. Агапова и Г.А. Пучкова). В 1990-2000-х гг. произведения Штевен (Ершовой) печатались в газетах «Первое сентября», «Учительской газете», альманахе «Поиск», журналах «Истина и жизнь», «Народное образование», «Нескучный сад», а также «Толстовском ежегоднике. 2003» и др.

 

***

После того, как труд А.А. Штевен (Ершовой) попал в поле моего зрения, я каким-то чудом обратил внимание на содержание, в котором значился среди первых очерк: «Пешкомъ въ Муромъ», это сразу натолкнуло на мысль, что здесь можно найти много интересного - и не ошибся!

В записках Александры Алексеевны было отражена действительность происходящего в Арзамасском и Ардатовском уездах в период с 1885 по 1893 годы. Это не официальная статистическая информация, а самый настоящий дневник от первого лица о том, что происходило в русской деревне, о проблемах образования, нововведениях, реформах и проч.

Моё любопытсво было приковано, конечно же, к очерку «Пешкомъ въ Муромъ». Здесь описан подробно поход А.А. Штевен с соратниками и учениками на богомолье в древний русский город. Стало сразу понятно, что путь богомольцев будет проходить через наши места, поэтому здесь я начал внимательно изучать данный труд и действительно нашел то, что нужно!

Приведу несколько оригинальных скриншотов страниц брошюры для достоверности фактов, в которых мы увидим реальное положение дел и уклад быта и жизни поселений нынешней кулебакской земли и окрестностей. Уникальный материал записанный от первого лица не оставит равнодушными интересующихся историей родного края.

 

shteven2

shteven3

Из материала можно понять, что слава о Кулебаках, как о местности с металлургическим (чугуннолитейным производством) была уже крепкой и довольно устойчивой.

Кроме этого по описанию можно понять, что в Кулебаках была развита розничная торговля, и в селе было явно обозначено купечество, как класс, наличием двухэтажных домов с вывесками, амбарами и лавочками. Автор ярко описывает картину «базарного дня». А по описанию мальчуганов торгующих сеном, мы можем понять, что Сенная площадь (район старой автостанции) была прозвана так не случайно, на этом месте действительно была сезонная ярмарка продажи сена.

Дальнейшая картина описания происходящего сильно напоминает нам нынешнее положение общества, несмотря на то, что за прошедшие сто лет культура населения возросла, еще частенько мы можем услышать все тот же «бойкий» и «меткий» великорусский говор, заметить беспорядок на улицах, сор и т.д. И сейчас торговля для некоторых основной метод заработка и досуга у жителей, как и сотню лет назад.

И всё-таки есть очень много положительных моментов в описании Александры Алексеевны. В самом начале она повествует о наличии красивых построек и о встрече с культурным господином интеллигентной наружности, отсюда можно понять, что развитие металлургической (горной) промышленности привнесло в быт и уклад общества нотки развития и задатки новой инженерной интеллигенции. Традиции сохраняются и по сей день.

В любом случае данный материал сущая находка для нашего города! Так мало источников для того, чтобы почерпнуть что-то интересное и новое, но мы не останавливаемся в поисках.

 

Андрей Маскаев, 2017 г.

 

ЧИТАТЬ "ЗАПИСКИ А.А. ШТЕВЕН (ЕРШОВОЙ)" ПОЛНОСТЬЮ

арзамас

Вход через соцсети