Сестра милосердия Первой Мировой
В очередном интереснейшем материале краеведа Андрея Маскаева речь пойдёт о судьбе Веры Николаевны Семёновой, дочери инженера Кулебакского Горного завода Николая Николаевича Семенова.
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России.
На следующий день в Петербурге толпы демонстрантов, люди разных чинов, званий и состояний, двинулись к Зимнему дворцу, чтобы получить монаршее благословение на священную войну. Столичные рабочие, враз прекратившие забастовки, вышли на улицы с царскими портретами в руках. На Дворцовой площади коленопреклоненная толпа пела «Боже, царя храни».
Свидетель происходившего в тот день, великий князь и адмирал российского флота Михаил Николаевич Романов записал в своем дневнике: «Наверное, за все двадцать лет своего царствования он (Николай II) не слыхал столько искренних криков «ура!», как в эти дни».
Желание постоять за честь родины было едва ли не всеобщим. «Вестник войны» писал, что «ежедневно в управление Московской тюремной инспекции поступали десятки прошений от заключенных, изъявивших желание поступить в армию, но из 500 заявлений было удовлетворено лишь одно». Академик В.М.Бехтерев отметил в эти дни резкое сокращение случаев пьянства и хулиганства на улицах Москвы.
Патриотический подъем не миновал и женщин. Война заставила представительниц всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Почти в каждом губернском и уездном городе спешно развертывались госпитали и лазареты; печать призывала богатых людей предоставить под лазареты, госпитали, санатории для выздоравливающих раненых дачи, усадьбы.
Женщины и девушки в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия.
В Москве уже к концу августа 1914 г. в Городскую управу поступило более двух тысяч заявлений частных лиц, пожелавших взять в свои квартиры раненых воинов.
Действующей армии требовались не только вооружение и боеприпасы, но и огромное количество обмундирования, сапог, портянок, нижнего белья. Решению этой проблемы немало способствовали усилия добровольцев.
Вскоре в московских лазаретах и госпиталях стала ощущаться нехватка перевязочного материала. Женщины всех сословий, от простых горожанок до аристократок, с небывалым энтузиазмом занялись изготовлением бинтов. Одна лишь мастерская у Ильинских ворот производила в день до 10 тыс. перевязочных пакетов — столько же, сколько производила хорошо оснащенная германская фабрика.
Женщины, привыкшие к умственному труду, заменяли ушедших на фронт мужчин и работали продавщицами в магазинах, разносчицами газет, стрелочницами на железнодорожных путях, кондукторами трамваев. Многие женщины работали в лазаретах и госпиталях. Пример истинного, а не показного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми - Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной - ухаживала за ранеными.
Великие княжны Ольга и Татьяна, императрица Александра Федоровна и раненые солдаты в госпитале в Царском Селе
Стоя за хирургом, производившим операцию, государыня, как каждая операционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованнные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем, и стойко выносила запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны.
Слухи о том, что немцы и австрийцы бесчеловечно относятся к попавшим в плен русским раненым, заставили многих врачей, фельдшеров, сестер милосердия и санитаров отправиться в полковые лазареты и на передовую. К многочисленной армии медсестер и санитаров (6554 человек на 1 сентября 1914 г.) присоединялись всё новые и новые желающие помочь фронту, столь же ответственно и самоотверженно отнеслась к этим событиям и наша землячка Вера Николаевна Семёнова – дочь инженера Кулебакского Горного завода Семёнова Николая Николаевича ( с февраля 1920 г. по 26 сентября 1921 г. директор КГЗ)
Вера Николаевна Семёнова
Семенов Н.Н. (отец Веры)
С 1915 года Вера Николаевна - сестра милосердия медико-санитарного отряда имени русских техников Всероссийского Союза городов. Нужно отметить, что знаменитые союзы, Всероссийский земской союз (ВСЗ) и Всероссийский союз городов (ВСГ), начинались как широкомасштабные патриотические проекты, созданные гражданским обществом России. Несомненно, что в деятельности данных организаций самое живое участие принимало городское население, то есть мещанское сословие России.
Лазарет Всероссийского союза городов
В августе 1914 г. на Всероссийском съезде городских голов был образован Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам - общественная организация, призванная помочь государству в деле эвакуации, размещения и лечения военнослужащих. Основные направления деятельности Союза определялись на съездах и совещаниях ВСГ. Во главе Союза стоял уполномоченный, исполнительными органами являлись: Главный комитет, Исполнительное бюро (неоднократно переименованное), фронтовые, областные и местные комитеты, а также управления уполномоченных ВСГ при армиях. С 1915 г. Союз включился в работу по снабжению армии и оказанию помощи беженцам. Имел свои производственные предприятия и выполнял заказы армии. 4 января 1918 г. главный комитет ВСГ был распущен.
Вера Николаевна Семенова, окончив Усачевско-Чернявское училище в 1915 году, поступает в Московский коммерческий институт, но навсегда так и останется слушательницей курсов…
Усачевско-Чернявское женское училище
Весной 1915 г. русская армия покидала Восточную Пруссию. Неудачи на фронте вызвали новый подъем патриотических чувств, охвативший и женщин, и совсем юных девушек.
На фронт рвались из городов, станиц и сел необъятной России. Количество женщин, желавших сражаться с врагом, исчислялось сотнями. На Курском вокзале в Москве задержали в форме гимназиста ученицу гимназии, на Рязанском вокзале - девушку в форме моряка, на станции Минеральные Воды - послушницу женского монастыря.
На фронт сбежала дочь сенатора Герарда - Рита Герард, 17 лет. Из Томска бежала 15-летняя дочь борца Родионова. В Ессентуках полиция задержала двух переодетых девушек, пытавшихся нелегально пробраться на передовую. Задержанные девушки и не пытались скрывать своих намерений. В числе таковых отважных оказалась и Вера Семенова.
Как выглядели эти отважные девушки и женщины, пожелавшие разделить тяготы войны с мужчинами? Газетные и журнальные снимки той далекой поры не всегда отличались качеством изображения, но зато сохранились личные фотографии Веры Семёновой.
Вера Николаевна Семенова в одеянии сестры милосердия
Вера Семенова на фото слева
Персонал госпиталя
Вера Николаевна Семенова пятая слева
Вера Семенова сидит в центре
Вера Семенова в центре в окружении раненых
Вера Семёнова
Санитарный отряд и персонал госпиталя
Фотографии очень реалистично отражают тяготы фронтовых будней из жизни сестер милосердия и чинов Медико-санитарного отряда Русских техников Всероссийского союза городов.
23 августа 1916 г. Вера скончалась от ран, полученных во время германской бомбардировки под городом Ковелем. Погребена 17 сентября 1916 года на Братском кладбище в Москве.
Похороны Веры Семёновой
Документ сохранившийся у потомков Веры Семеновой
Князь Владимир Павлович Палей, внук Александра II, убитый под Алапаевском, в июне 1915 года написал трогательное стихотворение, посвященное сестрам милосердия:
Сестры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Тихо принимавшие раненых молитвы...
Всероссийское военное Братское кладбище героев Первой Мировой войны, где и была похоронена Вера Семенова, было открыто 15 февраля 1915 года по инициативе Великой Княгини Елизаветы Федоровны, причисленной ныне к лику Святых.
На Братском кладбище было погребено 17,5 тысяч воинов, павших на фронтах Первой Мировой войны, включая казаков. Всего к 1919 году на территории Братского кладбища было похоронено 17,5 тысяч рядовых, 581 офицер, 51 сестра милосердия и 14 врачей. Среди них были российские воины православного, католического, лютеранского, мусульманского и иудейского вероисповеданий, подданные Франции, Бельгии, Сербии, Чехии, Словакии, Польши и других стран, воевавшие в Русской Армии, военнопленные Германии, Австрии и Венгрии, скончавшиеся от ран и болезней в лагере на Ходынском поле. На кладбище после революции и во времена Гражданской войны хоронили как сторонников советской власти, так и противников. Среди похороненных на кладбище — юнкера, погибшие во время вооруженного восстания в ноябре 1917 года, советские летчики, погибшие на Ходынском аэродроме, московские милиционеры и красноармейцы.
Официально Братское кладбище было закрыто для захоронений в 1925 году, а в 1932 году было ликвидировано. Примечательно, что хотя захоронения не были тронуты, но все могильные надгробия были уничтожены, даже у советских лётчиков.
В мае 2014 года на территории Мемориального парка на Соколе торжественно открыли и церковно освятили памятную надгробную плиту ранее утерянных могил сестрам милосердия Ольги Шишмарёвой и Веры Семёновой.
В церемонии приуроченной к Дню святого Георгия Победоносца - покровителя российского воинства и Москвы - приняли участие представители Государственной Думы, министерства культуры РФ, Общественной палаты РФ, родственники сестёр милосердия Ольги Шишмаревой и Веры Семеновой, представители военно-исторических и казачьих организаций.
Родственница Веры Семеновой демонстрирует уникальные фотографии из семейного архива
Надгробие восстановленной могилы Веры Семеновой
Источники:
https://gsga.eto-ya.com/2014/10/07/sestry-miloserdiya-olga-shishmareva-i-vera-semenova-pogrebennye-u-mogily-shlihtera-na-bratskom-kladbische-geroev-pervoj-mirovoj-vojny/
https://kievforum.org/showthread.php?t=52465
https://istorya.pro/vera-nikolaevna-semenova-sestra-miloserdiya-t.html
https://istorya.pro/peredovoy-sanat.-pitat.-otryad-im.-russkih-tehnikov-t2.html
https://urb-a.livejournal.com/3514229.html
Андрей Маскаев. 2018 г.