Перестройка

Кулебачане в спорте. Владимир Павлович Садовников


3 февраля 2018 года Владимиру Садовникову исполнилось бы 75 лет - серебряному и бронзовому призеру чемпионатов мира, 4-кратному чемпиону Европы и 14-кратному чемпиону России по пауэрлифтингу (силовому троеборью) среди ветеранов.

 

Без преувеличения этот человек с большой буквы может быть символом несгибаемой воли русского народа, способного от адского огня получить лишь нужную закалку. Работая в «лихие» 1990-е электросварщиком ручной сварки ремонтной службы сортопрокатного цеха металлургического завода, Владимир Садовников искренне любил спорт и «всего лишь» верил в себя.

11

Его воспоминания о собственном личностном становлении зафиксировал в 2008 году редактор газеты «Кулебакский металлист» В.Ф. Чернов. Вот что тогда рассказал Владимир Павлович…

 

НАЧАЛО

- Родился в 1943 году. Как и все мальчишки в школе я занимался самыми разными видами спорта. В наше время физкультуре и спорту в школах уделяли очень большое внимание. В школе № 9 (старой, которая находилась на месте радиозавода) преподавал замечательный физрук Харис Абдулович Пугачёв. Меня он выставлял на все соревнования. Рос я крепеньким, по дому выполнял всю необходимую работу.

Физрук доверял мне. Да и сам я стремился самостоятельно заниматься многими видами спорта. Для баскетбола ростом не вышел, а вот в волейбольную секцию ходил. Правда, она потом распалась. Кроссы бегал. Железка у нас была от вагонетки, я её пробовал поднимать - не получалось. А когда стал заниматься тяжёлой атлетикой, то потом поднимал даже одной рукой.

Летом 1959 года увидел показательные выступления кулебакских штангистов. Были у нас тогда в городе сильные штангисты - братья Дубовы, Выборнов, Карпов. Как спортивный праздник, то они обязательно готовили показательные выступления. Даже чемпионат области в Кулебаках тогда проводили. Так вот увидел я работу штангистов и заболел этим видом спорта. В том же году начал заниматься у тренера Бориса Дубова.

Это был очень преданный тяжёлой атлетике человек. Богатырского телосложения, мощный. Зимой ходил в тельняшке и костюме. Первые уроки я получил от него. Он всё мне показывал, рассказывал, мол, делай, Володя, вот так, а это так.

В том же году я поступил в ремесленное училище № 14 в Навашино. И там тоже был хороший физрук - Анатолий Ефимович Швырлов. Там я занимался в зале, у нас была самодельная штанга. Он мне что преподал? Первое - не разогревшись до пота, к железу не подходить. С тех пор я помню его заповедь и выполняю её безукоризненно. И ещё он говорил:

- Володя, тело твоё, корпус должен быть перевит, как комель берёзовый. Чтобы не было ничего лишнего. Третье - не начинай сразу с больших весов.

Сам он был разносторонним спортсменом, имел разряды по боксу, борьбе, по гимнастике, лыжам. Хоть я к тому времени всецело занялся тяжёлой атлетикой, но пример учителя заставлял меня и бегать, и заниматься гимнастикой, акробатикой. В зале у нас был весь необходимый спортивный инвентарь. Через коня прыгали спокойно, даже кувыркались. Отставляем мостик метра на полтора и махаем, как ласточки. Пацаны были, не думали, что можно зацепиться, разбиться. Мне, кстати, это потом в армии пригодилось - через коня прыгать. Бывало, некоторых перетаскивали через него, на ремнях таскали. А для меня проблем не было.
Учился я в Навашине, а на выходные дни приезжал домой, в Кулебаки. Обязательно шёл заниматься в спортивную секцию. В Навашине я выполнил норматив третьего спортивного разряда по штанге.

После окончания училища в 1961 году меня направили в Томск-7. Начал там работать электросварщиком на ТЭЦ, в ремонтной службе. И сразу же стал искать секцию тяжёлой атлетики. Нашёл. И в Томске-7 хотелось заниматься разными видами спорта, но тяжёлая атлетика всё же перетянула, отдал предпочтение штанге. В 1963 году выполнил второй разряд. Три дня в неделю занимался в секции, остальные дни - в общежитии. Там у меня были разборные гантели, гири, был комплекс гантельной гимнастики Ивана Романа (он потом написал учебник по тяжёлой атлетике). Развивался всесторонне. Вот поэтому у меня никогда не было серьёзных травм.

Был чемпионом Томска-7. На областные соревнования, правда не ездил. Там же мастера спорта выступали, куда уж мне со своим вторым разрядом! Но на чемпионате Центрального совета общества в Кирово-Чепецке побывал. Но мне поставили условие - согнать вес до 52 килограммов (а у меня тогда он был под 60). Ради команды я согласился. Сгонял-сгонял, измучился, довел вес до 52 кг. 300 г. Где вес сгоняется? Да в бане, в парной! Еле живой вылезаешь и на весы. Мало! Тренер снова в парную загоняет. Что поделаешь - надо! Так вот эти 300 граммов согнать мне перед соревнованиями не удалось, поэтому в весовую категорию 52 кг. я не вошёл. Вернулся в Томск-7 с нулём.

В 1965 г. в День строителя я выполнил норматив 1 спортивного разряда в категории 56 кг (80 кг вырвал, 80 - выжал, 110 - толкнул).

Оставляю работу в Томске-7 и еду на Енисей, на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Устроился в Дивногорске в механические мастерские и работал. В 1965 г., осенью, получил повестку в армию. Не заезжая домой (времени не было), 17 ноября отправился служить. Попал в железнодорожные войска на Украину, прошёл курс молодого бойца, затем был отправлен в полк под Москву. По окончании младшим сержантом вернулся в свой батальон на Украину. В полку заниматься штангой пришлось всего по полчаса в день. Там ведь всё расписано. Никакого окна, только личное время. И то надо успеть подшить подворотничок, почистить бляху, письмо написать домой. А вот в батальоне, где я потом служил, было уже лучше. Штанга была в клубе.

В 1968 г. демобилизовался я пораньше, так как пригласили нас с другом на строительство ленинградского метро. Согласились. Приехали в Ленинград, нам предоставили общежитие, дали мне четвёртый разряд электросварщика. Встречались с известными спортсменами, ходили на концерты, в музеи. В общем, жизнь была очень насыщенной и интересной.

В подвале нашего общежития был уютный зальчик, где можно было заниматься штангой. Рядом душевые. По три часа там тренировался. Тренер хороший был.

- Давай, - говорил, - работай больше, через год норматив кандидата в мастера спорта точно выполнишь.
Но меня что-то домой потянуло. Вернулся в Кулебаки. Ещё когда в 1969г. приезжал в отпуск, встретил Клаву. Потом с ней свадьбу сыграли.

Результаты мои к тому времени вплотную подходили к нормативу кандидата в мастера спорта. Менялись тренеры, сначала был Крыловецкий, затем Виктор Выборнов, а когда он уехал, руководителем секции стал Лев Бушуев.

Не знаю, кто в Федерации тяжёлой атлетики СССР придумал ввести возрастной ценз, но его действительно ввели. Если до 22 лет норматив мастера спорта не выполнил, значит неперспективный спортсмен. Отсеивали, на соревнования не приглашали. И вот так получилось, что определённое время я не выступал на соревнованиях (хотя продолжал заниматься со штангой). Обидно было. Потом нашлись светлые головы - отменили возрастной ценз. Я снова начал ездить на соревнования, в области почти всегда был призёром.


22
                                        1975г.                                                                                                         1989г.

 

СТУПЕНИ РОСТА

- Не могу не сказать добрые слова про своего тренера – Александра Анатольевича Ведёхина. Мы с ним давно работаем в одной связке. Это очень сильный и техничный атлет. У него хорошие природные задатки. Он мастер спорта, призёр многих соревнований, перешёл на тренерскую работу. Я стал тренироваться под его руководством, выполнял все его указания.

К 50-ти годам я понял, что в тяжёлой атлетике путь мой закончился. Нужна была взрывная сила, резкость. Но годы берут своё.

Однажды Александр Анатольевич подошёл ко мне и сказал:

- Володь, открылось какое-то силовое троеборье - спортсмены приседают со штангой на плечах, лёжа выжимают её и тягу становую делают. Давай попробуем.

Я согласился. В 1989 году я впервые выступил в силовом троеборье, причём сразу установил рекорд области в 60-ти кг. А в 1992 году неожиданно приходит вызов из областной федерации. А началось с того, что Александру Анатольевичу Ведёхину позвонил председатель федерации и предложил направить меня на чемпионат России в составе сборной области. Прихожу на тренировку, Анатольич мне говорит:

- Собирайся, поедешь на Россию.

Я говорю:

- Брось смеяться, на какую Россию?

Тогда он мне рассказал о звонке из Горького. Пригласили меня на соревнования ветеранов (мне тогда было уже 49 лет).

Ну что же, поехали так поехали. Стали искать средства на поездку. Анатольич сказал, что если я денег не найду, он мне даст свои, но профком завода помог.

И вот я приезжаю в Екатеринбург. Разместились мы в гостинице. Там, на чемпионате, я впервые увидел профессиональную экипировку спортсменов - специальные комбинезоны (мы их комбезами называем), бинты. У меня только штангетки были, да пояс штангистский. Но тем не менее неожиданно я стал чемпионом России. Вернулся радостный.

В 1993-м в Михайловске (Пермская область) снова стал чемпионом России. А за год до этого наши ребята уже ездили в Братиславу на европейский чемпионат. Но я не попал, мы тогда ещё не сориентировались. Надо было загранпаспорт выбивать и т. д. А когда в 1993 г. чемпионат Европы проводился у нас, в Москве, я туда поехал и стал серебряным призёром.

Приехал я из Москвы и говорю тренеру:
- Анатольич, в струю я попал! Давай готовиться на чемпионат мира, в Канаду.



33

 

И мы закрутили всё это дело. Всё успели оформить.

Через Атлантический океан полетели в Канаду. Летели из Москвы 8 часов без пересадки до Монреаля. Затем на автобусах нас доставили до Гамильтона. Там я занял третье место. А вообще, с японцем Сузуки у нас был одинаковый результат. Но так как он оказался легче меня на 100 граммов, то ему присудили второе место, а мне - третье. Знать, не судьба была.

Приехал домой призёром чемпионата мира. В Кулебаках мне устроили тёплую встречу, вручили подарки. А потом закрутилось дальше по схеме: 1994 год - чемпионат России в Курске выигрываю, в Черкассах (на Украине) на чемпионате Европы серебряная медаль, затем бронзовая медаль на чемпионате мира в Словакии.
Так как в моей весовой категории появились более молодые спортсмены, которые были явно сильнее меня, то первое место мне, как говорится, не светило. А вечно вторым или третьим я не хотел быть. Решил перейти в более лёгкую весовую категорию. В Испании сгонка веса досталась очень тяжело. После контрольного взвешивания я вышел еле живой. Зашёл в разминочный зал, руки трясутся, сам весь трясусь. Достаю банку тушёнки, яички у меня были, чаёк я себе заранее приготовил. Другу говорю:

- Слав, открой банку, сил нет.

Он открыл банку. Беру кусок мяса - не лезет! Выпиваю чайку, легче стало. Всё-таки поел. До начала соревнований оставался час. Думаю, пол часика надо отдохнуть. Прямо здесь, в зале падаю, лежу, расслабился. Смотрю - время разминаться. Встал, размялся. На помосте начал осторожно, с малых весов. Чувствую, дело пошло - не зря тушёнку съел - калории заработали! Говорю президенту нашей Федерации:

- Владимир Васильевич, давайте попробуем рекорд Европы снять (взять 161 кг).

Он:
- Нет, поставим 160,5.

Это тоже рекорд. В четвёртом подходе я взял этот вес. После соревнований он подходит к нам с Ведёхиным и говорит:

- Чтобы зарегистрировать официально рекорд Европы, нужно 145 долларов заплатить.

У нас, конечно, таких денег не было.

В 1995 г. в Дании на чемпионате мира я становлюсь вторым. Серебро получил. В 1996 г. в Венгрии тоже серебро. Установил рекорд Европы (со 162,5 кг. присел). Там я впервые проходил допинг-контроль. В том же году чемпионат мира в Индии, где я установил рекорды России и Европы. Занял третье место, привёз четыре медали.

1997 год. На чемпионате России в Ижевске я занял второе место. На европейский и мировой чемпионаты мы не попали ввиду финансовых затруднений.

В 1998 году в Курске занял второе место в чемпионате России. Затем поехали в Чехию. Там в весе 56 кг. я второй раз становлюсь чемпионом Европы.

На чемпионат мира в Аргентину не попали (российская команда вообще не поехала, только два человека ездили). Опять же из-за безденежья.

В Калуге я завоевал бронзу. Готовился к европейскому чемпионату в Люксембурге, но денег нет - не поехали. Российская федерация пауэрлифтинга на самофинансировании, дотации от государства не получает, поэтому помочь нам не может. Дело в том, что силовое троеборье пока не олимпийский вид спорта. Отсюда и отношение такое.

 

ТРЕНЕР

Анатольич всячески мне помогал - и с тренировками, и в решении организационных вопросов, и даже, когда надо, финансами. На каждый цикл разрабатывали с ним тренировочный план, который затем выполняли. Ни с одного чемпионата я не приехал без медалей. Спасибо ему огромное!


44
Слева направо: А.А. Ведехин, В.П. Садовников, В.Н. Круглов

 

У Анатольича есть тренерские задатки, потому что он сам прошёл школу этой игры железной, знает железо, чувствует его. В нашем городе есть все условия, чтобы готовить призёров чемпионатов Европы и мира. И он готовит молодых ребят. Есть среди них способные. К сожалению, некоторые вырастают, обзаводятся семьями и уходят из секции. Это я фанат. Я могу только корку хлеба есть, а в спортзал всё равно пойду! Это же моё! Это моя жизнь!..

 

Александр Анатольевич Ведёхин вспоминает о самом Владимире Садовникове:

1

Наши с ним жизни были связаны 40 лет. Когда я пришёл в спорт 16-летним парнем, 24-летний Владимир уже занимался тяжёлой атлетикой. Вместе с ним ездили на различные областные соревнования. Сказать, что Садовников сразу демонстрировал какие-то выдающиеся результаты, было нельзя. Мало того, казалось, что в тяжёлой атлетике у него вообще не было вразумительных перспектив.

Когда мне стукнуло 25 лет, я ушёл на тренерскую работу. На принятие такого решения оказали влияние не только годы (для тяжелоатлетов возраст 27 – 28 лет уже считается ограничительным). Стали активно «входить в моду» различные запрещённые препараты, допинги - стероиды, анаболики, - а я был категорическим противником разрушения собственного здоровья.

Владимир Павлович за всю свою спортивную карьеру также ни разу не прибегал к допингам, в этом мы с ним были абсолютные единомышленники. Он просто продолжал, как говорят, «тягать железо», при этом не пропускал ни одной тренировки.

 

2

Когда анализируешь прожитые годы, понимаешь, что все заслуженные награды Владимира Садовникова не были случайными. Он шёл напролом, был настойчив, не обращал внимание на возраст, на тяжёлые условия жизни в перестроечный период, когда кулебачане не видели зарплаты по полгода.

Я тренировал молодёжь, и вместе с ней тренировался Владимир Павлович. Что там греха таить, некоторые тогда воспринимали его как человека со странностями, мол, до рекордов ему далеко, так зачем так упираться, ведь в жизни есть ещё столько интересного. Но он работал сварщиком на металлургическом заводе и неизменно после смены шёл в Дом спорта, так что по нему часы можно было сверять. Иногда к нему подходили люди с просьбой заварить ворота в гараже или ещё что-нибудь, предлагали большие по тем голодным временам деньги – он резко отказывал, если работа приходилась не на выходные дни.

- Вы что - у меня тренировка! - объяснял он.

И Бог оценил это усердие. В эти же самые 90-е в мире вдруг начинает набирать популярность совершенно новый спорта, пауэрлифтинг, основные положения которого словно специально подгонялись под Владимира Садовникова. Эти силовые упражнения - приседание со штангой на плечах, жим лёжа, тяга становая (штангу нужно поднять до колен) - не то что не были новыми для него, а напротив, именно их он выполнял в ходе каждодневных тренировок.

Вот только вряд ли кого можно было найти его возраста в такой же превосходной физической форме. Всё это вместе, как бы совершенно неожиданно, давало Владимиру Павловичу грандиозное преимущество.

 

3

Сейчас Владимира Садовникова знают не только в Кулебаках, не только в области, стране, но и за её пределами. Примерно в период с 1992 по 1997 год он стяжал все основные свои победы, ради которых он так долго и упорно тренировался. Его последней мечтой было стать чемпионом мира.

Это был кристальной души человек, очень отзывчивый, в чём-то трогательный. При этом чрезвычайно целеустремлённый и прилежный в занятиях. В жизни ко всему относился серьёзно - к семье, к работе.
Он практически никогда не болел, никогда не курил, алкоголем не злоупотреблял, по праздникам выпивал самую малость, но чтобы в порядке собственной инициативы – этого в жизни не было. Перед всеми соревнованиями он проходил полное медицинское обследование, и каждый раз молодые завидовали его здоровью. Человеку далеко за 60, а у него давление 120 на 80 - хоть сейчас в космос отправляй.


55

Конечно, тот факт, что его сбила тёмным декабрьским вечером 2010 года машина, является в высшей степени трагическим. Но вот что я скажу - я бы его не смог представить дряхлым стариком. Он остался в памяти у всех самым живым из живых. Настоящим мужиком. Он ушёл непобеждённым.

 

Автор-составитель Сергей Колобаев

Вход через соцсети