Взрывная волна в 1988 году прошла по всей России
Ровно 30 лет назад на станции Арзамас-1 случилась страшная трагедия, взрыв на железнодорожной станции унес жизни более 90 человек, полностью уничтожил дома сотни семей, тысячи человек остались без крова, городу был причинен колоссальный ущерб.
Только благодаря самоотверженности пожарных, солдат советской армии и просто жителей города удалось избежать ещё более чудовищных разрушений. Ценой неимоверных усилий солдатам удалось откатить вагоны с тоннами взрывчатых веществ, и предотвратить ещё один взрыв, масштаб которого даже страшно представить. Жители Арзамаса в едином порыве помогали разбирать завалы и доставать раненых, врачи трудились сутками, без сна и отдыха на запредельных возможностях, буквально вытаскивая с того света не только в стенах больницы, но и просто на улицах, площадях.
Случайность или диверсия?
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Буланов, как и большинство жителей Арзамаса того времени, склоняется к тому, что взрыв был запланирован.
Внутри поезда находились 120 тонн взрывчатых веществ. Груз предназначался горнякам Казахской ССР. Взрыв прогремел в тот момент, когда состав подошел к станции Арзамас-1. На тот момент в городе проживало около 100 тысяч человек – в 1956 году там открылись приборостроительный завод и конструкторское бюро.
В 70 километрах от города находился Арзамас-16 (сейчас Саров) – закрытый город, где разрабатывали и создавали ядерное оружие. После происшествия 4 июня над городом поднялось черное облако в виде гриба, поэтому жители подумали, что взрыв был ядерным.
«Это была катастрофа того же уровня что и Чернобыль. Или когда произошли трагедии в Ульяновске, в Уфе. В это время шло разрушение великой империи, думаю это одно из звеньев цепи организованных катастроф», - говорил Иван Скляров, который являлся мэром Нижнего Новгорода в 1994-1997 годах.
Такого же мнения придерживался и губернатор Нижегородской области в 2001-2005 годах Геннадий Ходырев: «Кому-то было выгодно сформировать у населения страны уверенность в неспособности власти тех лет управлять государством, обеспечивать безопасность граждан. Утонул теплоход «Нахимов», взорвалась Чернобыльская АЭС, взрыв в Арзамасе. Через год, ровно день в день – такой же взрыв в Свердловске. И нигде не нашли виновных».
Это был настоящий ад
Первые спасатели, прибывшие на место происшествия, не могли поверить своим глазам. От увиденной картины кровь стыла в жилах: гигантские воронки, искореженные груды металла, бывшие совсем недавно поездами и машинами, разбросанные повсюду части человеческих тел и взмывающее до небес адское пламя.
- Фрагменты тел и автомобилей были разбросаны в радиусе 10 километров, - вспоминает участник ликвидации последствий взрыва Юрий Галкин. – Из тех людей, что были рядом со станцией, не выжил никто. По официальной версии, там погиб 91 человек. Еще 800 были ранены.
Ситуация осложнялась тем, что трагедия произошла именно на железнодорожном переезде. Ожидая пока пройдет поезд, у шлагбаума скопились десятки машин: автобусы, скорые помощи, обычные дачники. Ни у кого из них не было ни малейшего шанса на спасение.
- За минуты до взрыва рядом со станцией как раз остановился большой стоместный автобус, - рассказывают местные жители. – Люди только-только начали выходить, как раздался оглушительный грохот. Тела раскидало по всей округе: на заборы ближайших огородов, на крыши частных домов. Это был настоящий ад!
После трагедии за организацию похорон как раз отвечал Юрий Галкин, занимавший в ту пору пост первого заместителя председателя Горисполкома Арзамаса. Учитывая, что от большинства тел остались лишь фрагменты, на проведение экспертиз и опознания ушла не одна неделя.
- Там работали 12 экспертов, которые пытались определить, где чья нога и где чья рука, - вспоминает Юрий Галкин. – От некоторых погибших вообще ничего не осталось, и вместо тела в гроб приходилось класть платье или костюм. Хоронили погибших по всему району – и в самом Арзамасе, и в маленьких деревнях. Целых полторы недели на городских кладбищах не стихала траурная музыка.
Сейчас там стоит часовня и большой мраморный обелиск, где перечислены имена всех погибших. Каждый год 4 июня ровно в 9:32 здесь начинается траурный митинг, на котором горожане вспоминают жертв одной из крупнейших катастроф в истории СССР.
По материалам интернета