Все начинается с любви, все начинается с семьи…
Ни для кого не секрет, что в последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны.
Семья, ее уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. Из вновь созданных семей каждая третья распадается уже после первого года совместной жизни, 90% всех проблем наших детей – это неумение родителей выстроить отношения друг с другом, с детьми и незнание ими правил семейного уклада.
Все в этом мире начинается с семьи – добро и зло, ненависть и любовь, порядочность и предательство – берут свое начало в родительском доме. Просветительская работа с родителями в области образования призвана совместно решать возникшие проблемы. Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом «Стратегии развития воспитания Российской Федерации до 2025 года».
В школе №7 площадкой для работы в области родительского просвещения стал созданный в текущем году клуб «Диалог».
Вопросы воспитания любви в детях, особенности воспитания мальчиков и девочек, проблема поощрений и наказаний стали темой семинара, который объединил родителей и педагогов в стенах школы.
Разговор шел о воспитании любви в детях, но не о той эгоистичной любви к самому себе, которую принято сейчас транслировать во всеуслышание выдавая за нравственную ценность, но о той, которая развивает у детей способность сочувствовать, сострадать, да и радоваться вместе с другими. В первую очередь это воспитывается примером окружающих взрослых. Дети видят, когда взрослые замечают усталость друг друга, головную боль, плохое самочувствие, старческую немощь и как они стараются помочь. Дети бессознательно впитывают эти примеры сочувствия и подражают им.
Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Способность к любви воспитывается с первых лет жизни ребёнка в родительском доме. Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребёнка, с первого года его жизни являются могучей движущей силой развития способности любить у детей. Постепенно, по мере взросления ребёнка, эта способность распространится не только на близких, но и на объект личных симпатий.
Одно из выступлений семинара было посвящено особенностям воспитания мальчиков и девочек.
Родители, воспитывая мальчика, должны помнить, прежде всего, о том, кого они растят – будущего воина, защитника, главу семьи.
Это понимание поможет расставить верные акценты в процессе воспитания, и сконцентрировать внимание на таких качествах, как дисциплинированность, собранность, умение преодолевать трудности, способность к самопожертвованию, патриотизм, являющихся стержневыми для личности будущего мужчины. Позитивную роль в воспитании мальчика окажут, конечно, дополнительные формы обучения, где есть элемент воинского воспитания: спортивные кружки, секции, летние трудовые лагеря, летние православные лагеря, где с малых лет ребенку прививаются дух братства, послушания и трудолюбия. Особенно важно это привнести в тот момент, когда мальчик вступает в период подросткового возраста.
Важно в этот период познакомить подростка с нашей отечественной историей, идеалами героев-воинов, подвигами князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, героев Великой Отечественной войны, современных воинов.
Векторы развития мальчика и девочки кардинально противоположны. Если для мальчика – будущего мужчины – на первом плане стоят Отечество, достижения, работа, то для будущей женщины – семья, дети, быт, уют. И это не повод для размышлений о дискриминации мужчин и женщин, просто Богом мы так устроены. Поэтому девочка в семье должна получить совершенно другие образцы для подражания. Ученые отмечают, что девочка, начав говорить, сознательно живет тем, что переживает ее мама. Не сами слова, а внутреннее состояние матери, движения ее чувств (прежде всего любовь или недостаток любви) запечатлеваются в душе дочери на всю жизнь. Забота или, наоборот, эгоистическая озабоченность ложатся краеугольными камнями в душу девочки.
Некоторые помнят, что в прошедшие века на святой Руси даже княжеских дочек обучали с детства разным рукоделиям: шитью, вышиванию, плетению кружев. Этот труд требовал особых навыков и, прежде всего, смирения и терпения, и надежды на радость близких, так как рукоделие всегда кому-то адресовалось. Сегодня, к сожалению, девочек, девушек в семьях практически этому не обучают; прекрасный школьный курс “Домоводство” заменен другими дисциплинами. В итоге вместо трудолюбия у девушек формируется праздность, которая является источником многих бед в дальнейшем: депрессия, уныние, скука становятся спутниками на многие годы.
Обсуждали на семинаре и проблему поощрений и наказаний ребенка.
Что такое наказание?
Словарь В.И.Даля, например, указывает на множество значений слова «наказание»: это и совет, и предписание, и наставление, и приказ, и даже просто обучение. То есть наказать – по существу означает дать наказ, научить.
В последнее время мы забыли о первоначальном значении этого слова. Сейчас бытует мнение, что наказание – всегда насилие, жестокость и зло. Поэтому некоторые родители предпочитают и вовсе не наказывать своих детей, и даже не запрещать им ничего. Как правило, итог таких экспериментов оказывается плачевным.
Следует обращать внимание на следующие моменты:
- наказывая ребенка, родители должны дать ему почувствовать, что и в этот момент он любим.
- важно, чтобы родители показывали ребенку, что они расстраиваются из-за его проступка, переживают за него.
Что касается поощрений, то, как правило, срабатывает принцип «кашу маслом не испортишь». Однако и в поощрениях есть некоторые нюансы, о которых мне хотелось бы сказать.
Например, похвала является самым популярным методом поощрения, используемым родителями. Однако далеко не всегда такая мера продуктивна с точки зрения формирования личностных качеств. Если родительская похвала отражает реальные успехи и достижения ребенка, то, конечно, служит стимулом для него. Но бывает так, что родители захваливают ребенка по поводу и без повода. Здесь больше вреда, чем пользы: завышенная самооценка, искаженное представление о своих возможностях – вот далеко не полный перечень последствий для ребенка.
Материальное поощрение (подарки, награды), конечно, должны быть, но важно не привязывать их к каким-то конкретным достижениям ребенка. К сожалению, родители часто откупаются с помощью подарков от своего ребенка, когда недостаточно уделяют тому времени, - в таких случаях подарки нужны скорее самим родителям, чтобы справиться с чувством вины.
Но если мы любим ребенка по-настоящему, наверное, много не нужно, чтобы показать и проявить свою любовь: ласковый взгляд, доброе слово, совместные дела и прогулки, подлинный интерес к внутреннему миру ребенка вот это и есть те самые «поощрения», в которых он так нуждается. И если ребенок будет все это чувствовать, слышать и ощущать, то, по всей видимости, его основным мотивом будет стремление радовать своих родителей и делать маленькие успехи и достижения. Наверное, это и есть воспитание.
В.Е. Зуева