Мы и закон

О паспорте


В наступающем 2019 году бордовая книжица – российский паспорт – отмечает сразу несколько круглых дат. Вслед за юбилейной частью материала вас ждет прикладная - вы узнаете как получить паспорт через МФЦ.

 

Общее, юбилейное

Старинное слово «паспорт» обозначает не что иное, как «проход через дверь», то есть, через ворота в городской стене.

Обычно такие документы выдавались путешественникам местными властями и, как правило, содержали список населенных пунктов, куда обладателю паспорта разрешалось въезжать. Подобная практика была обусловлена строгими мерами, применявшимися в средневековой Европе против бродяг и нищих.

В России паспортные функции выполняли проезжие грамоты, о которых говорится в Соборном уложении 1649 года.

Назвал же паспорт «паспортом» в нашей стране Петр I. Императорским Указом 31 августа (11 сентября по новому стилю) 1719 года обязанности по контролю и учету приезжающих иностранных граждан были возложены на полицию.

Создание паспортно-визовой службы в Советской России связано с Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 июня 1919 года, согласно которому все граждане РСФСР с 16 лет обязаны иметь трудовую книжку с указанием места работы и прописки.

В 1923 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР утверждено положение «Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР при городских управлениях милиции» для ведения регистрации и учета населения, а также выдачи адресных справок.

Позднее было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при объединенном государственном политическом управлении СССР, установлена единая паспортная система и обязательная прописка.

В настоящее время всеми вопросами, касающимися как внутренних, так и внешних – заграничных – паспортов, вопросами, связанными с приемом в российское гражданство, постановкой на миграционный учет и т.д. занимается Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации – ГУВМ МВД России, созданное 5 апреля 2016 года.

…В последние пятнадцать лет специалисты по паспортным вопросам не раз меняли место своей ведомственной прописки. Вплоть до 2004 года паспортно-визовая служба Российской Федерации входила в милицию общественной безопасности. Затем ее функции были переданы Федеральной миграционной службе, окончательное формирование которой завершилось 1 января 2006 года. Однако через десять с половиной лет ФМС была упразднена, а ее сотрудники переведены в подчинение МВД.

Столь непростые структурные перипетии отразились, между прочим, на профессиональных праздниках нынешних служащих подразделений по вопросам миграции. Таковых на сегодняшний момент имеется целых три.
Самый новый одновременно является самым «старым». Установленный буквально в прошлом году приказом министра внутренних дел Российской Федерации, он напоминает о том самом петровском указе 1719 года «О явке иноземцам, приезжающим в Санкт-Петербург для записи в канцелярию полицмейстерских дел» и отмечается 11 сентября.

Государственный праздник День работника миграционной службы известен в нашей стране с 2007 года, его дата - 14 июня.

И, наконец, День сотрудника паспортно-визовой службы по традиции празднуется 27 декабря. Именно в этот день в 1932 году постановлением ЦИК и СНК СССР была установлена единая паспортная система. Паспорт стал единственным документом, удостоверяющим личность владельца.

 

Частное. Личный опыт

Сегодня, как известно, первые паспорта гражданам России выдают в 14 лет. Затем в обязательном порядке паспорт меняется в 20 и 45 лет. Кроме того, существует еще несколько оснований для обращения за новым паспортом: смена фамилии, имени, физический износ, утрата документа и так далее.

С некоторым содроганием думала я о том, что и мне скоро понадобится участвовать в сложнейшей бюрократической операции под названием «Паспорт».

И вот час настал. Собрав нужные документы – старый паспорт, свидетельства о рождении – свое и ребенка, четыре «паспортные» фотокарточки, сделав, на всякий случай, ксерокопии и прихватив загранпаспорт, – я отправилась в Многофункциональный центр «Мои документы».

Пришла в половине девятого утра. Работает три окошечка, у них сидит два посетителя, еще один мужчина ждет неких клиентов, и одна женщина пытается взять электронный талон. Общими усилиями разобрались, как это сделать – оказалось, нетрудно, надо только внимательно прочесть инструкцию, которая висит тут же.
Я тоже взяла талончик – в разделе МВД -- и ровно через полминуты беседовала со специалистом МФЦ.
Копии и загранпаспорт не понадобились, но понадобилась квитанция об оплате госпошлины в размере 300 рублей. Бланк выдали тут же, однако оплату производить нужно в Сбербанке.

Также выдали стандартное заявление о замене паспорта, пример его заполнения, черную ручку. Предупредили, что писать надо печатными буквами, без помарок и исправлений.

У меня в прежнем паспорте была ошибка в месте рождения – одна буква не та. Потому, чтобы ошибку исправить, первоначальный личный документ - свидетельство о рождении пришлось оставить.

Оплатив квитанцию, вернулась в МФЦ, получила расписку о сданных для предоставления услуги документах, координаты для возможных консультаций, график выдачи паспортов и срок его готовности – дней через 11.
Однако получила его на три дня раньше – непосредственно в отделении по вопросам миграции Межмуниципального отдела МВД России «Кулебакский».

Эта финальная процедура заняла в общей сложности минут шесть-семь. Сюда вошло внимательное прочтение личных данных в новом документе, роспись в паспорте специально предназначенной для этого ручкой с черной гелевой пастой (чтобы со временем не выцвела!), роспись в личной карточке о получении паспорта, получение обратно двух фотокарточек и двух свидетельств о рождении… Кроме того, не утерпела и задала сотруднику ОВМ несколько вопросов об ошибках в документах вообще. Ответ был вежлив и исчерпывающ.

Таким образом, оформление нового паспорта оказалось не таким проблемным делом, как рисовало его мое воображение. Ура, бордовая книжица с золотыми буквами и двуглавым орлом у меня на руках! Паспорт выдан ГУ МВД России по Нижегородской области – и никаких гвоздей!

Что касается денежной стороны вопроса, то документ обошелся в 400 рублей: 100 рублей на фото, плюс 300 – госпошлина.

Кстати, оформление документов по линии МВД возможно и посредством Единого портала государственных услуг -- www.gosuslugi.ru. Путь подачи заявлений на услугу в электронном виде имеет ряд преимуществ, в частности – скидки при оплате госпошлин. Пройдя вот по этой ссылке - https://www.gosuslugi.ru/help/faq/voprosy_po_oplate/2421, я узнала, что до 1 января 2019 года оплачивать пошлины на государственные услуги можно со скидкой 30%.

 

Нина САНИНА

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через соцсети, чтобы оставить комментарий от своего имени

   

Защитный код
Обновить

Вход через соцсети