Жеглов, Шарапов, Груздев и Черная Кошка
Десятого мая исполнилось 40 лет легендарному советскому сериалу Место Встречи Изменить Нельзя.
Банда занималась темными делами
В основу сценария картины лег детективный роман братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», повествующий о борьбе московских правоохранителей с уголовными элементами, расплодившимися в столице и ее пригородах в первые послевоенные годы. По сюжету группа сотрудников МУРа под руководством капитана Глеба Жеглова расследует два на первый взгляд не связанных дела - вылазки банды «Черная кошка» и убийство Ларисы Груздевой. Впоследствии выясняется, что эти эпизоды имеют общие корни: и там, и там «засвечиваются» одни и те же криминальные элементы.
Интересно, что фильм Станислава Говорухина со временем стал предметом детального изучения историков, архивистов, документалистов. В итоге исследователями было установлено, что банды с названием «Черная кошка» как таковой не существовало.
«"Бандитами" была группа подростков, которые решили напугать соседа и написали ему записку угрожающего содержания, - объясняет начальник музея истории органов внутренних дел Москвы Людмила Каминская. - Они сделали себе наколки чернилами, а в записке нарисовали черную кошку, после чего к "банде" и прилепилось это название».
Вместе с тем не отрицается, что в столице в конце 1940-х - начале 1950-х действительно орудовала жестокая группировка грабителей и убийц. Банда Ивана Митина («Банда высокого блондина») - такое название она имела в ориентировках правоохранителей. В шайку входили 11 человек из подмосковного Красногорска - они совершали налеты на магазины, склады, сберкассы, безжалостно расправляясь даже со случайными свидетелями. В феврале 1953 года сотрудникам МУРа удалось выйти на след банды и арестовать Митина с его сообщниками. Материалы уголовного дела заняли 14 томов: были доказаны 28 разбойных нападений, 11 убийств. Ущерб, причиненный преступниками государству, превысил 300 тысяч рублей. Двоих налетчиков суд приговорил к расстрелу, остальные получили длительные сроки тюремного заключения.
Имеет свою реальную основу и дело Груздева (его роль в фильме сыграл неподражаемый Сергей Юрский). Кандидат медицинских наук Евгений Миркин еще во время войны был обвинен в убийстве своей жены и приговорен к высшей мере наказания. Однако вердикт не был приведен в исполнение - работники МУРа сумели опровергнуть виновность врача. Муровцы выполнили свою работу профессионально: несмотря на то, что все улики были против подозреваемого и даже состоялся приговор, оперативники, как сейчас говорят, «нарыли» дополнительные материалы, подтверждающие невиновность человека, и тот был оправдан.
«Я сказал - Горбатый!»
Сегодня звучит неестественно, но в фильме могли появиться совсем другие актеры. Правда, это не касается Глеба Жеглова – им, можно сказать, изначально «был» Владимир Высоцкий. Поговаривают, что это именно он и подсказал Вайнерам идею экранизации их романа. Но при этом с условием: главного героя сыграет именно он. Кстати, ради Высоцкого писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец, а Владимир Семенович, как известно, богатырским ростом и внушительным телосложением не отличался.
И все же представить этот фильм с «другим» Жегловым, наверное, уже невозможно. Станислав Говорухин позже вспоминал:
«Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут сразу - в многосерийном фильме. Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже Высоцкого. Начальство это очень убедило».
Кстати, мало писали о том, что Владимир Семенович внес в создание картины не только свой бесподобный актерский вклад, но и в определенной степени - режиссерский. Так, именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом (этот образ Станиславу Садальскому был подсказан Высоцким). Его идеей стала и фотография Вари на двери в подвале, куда Шарапов попадает вместе с бандитами в финале. Что говорить - Говорухин даже доверял «Жеглову» свой режиссерский «пост» на время отъездов. Скажем, сцена допроса Фокса - полностью постановка Высоцкого.
А вот по поводу роли Шарапова такого же единодушного мнения не было. На это место пробовались и Александр Абдулов, и Сергей Никоненко, и Евгений Леонов-Гладышев. Говорухин видел в этой роли киевского актера Сергея Иванова (знаменитый «Кузнечик» из фильма «В бой идут одни старики»), Вайнеры предлагали кандидатуру Евгения Герасимова, Высоцкий же «лоббировал» своего друга Ивана Бортника (тот, к слову, виртуозно сыграет в картине бандита «Промокашку»). Однако, худсовет остановился на кандидатуре молодого, но уже состоявшегося киноактера с характерной внешностью Владимира Конкина. И, как сегодня думается, этот выбор оказался все-таки удачным.
В образе циничного, безжалостного «Горбуна» авторы киносценария изначально видели Ролана Быкова. И тому стоило больших трудов отказаться от этой работы. В качестве аргумента актер привел свои сложные семейные обстоятельства, а именно недавний развод.
«Поймите, я только что разошелся с женой, и оттого безмерно страдаю, - убеждал он Аркадия и Георгия Вайнеров. - А мне предлагается выйти на экран в образе карлика, да еще, горбатого. Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают...»
Однако, увещевания писателей не прекращались, и артист, смирившись, все-таки прибыл в Одессу, где на тамошней киностудии вовсю шли съемки. И все же работа над ролью не получилась: помешала новая беда - от пережитых семейных тревог Быкова сразил инфаркт, и он оказался на больничной койке. Как-то случайно появилась идея предложить эту роль Армену Джигарханяну. Его удалось разыскать в Москве, однако в телефонном разговоре с актером выяснилось, что тот даже не слышал о таком романе.
В экстренном порядке кандидату было передано не само литературное произведение, а сразу сценарий фильма. Спустя сутки Джигарханян ответил съемочной группе согласием взять на себя роль главаря банды налетчиков. Роль, которая вошла в золотой фонд советских киноработ.
Глеб Жеглов и Володя Шарапов
Работа над фильмом шла непросто. Пришлось убрать ряд сцен, изменить постановку, сократить хронометраж картины - с изначально планировавшихся шести серий до пяти. Например, навсегда исчез фронтовой эпизод, где Шарапов и Левченко выносят захваченного ими за линией фронта немецкого солдата. Кстати, в роли «языка» снялся старший сын Марины Влади. Была изменена и концовка, и в результате, в фильме, в отличие от книги, Варя не погибает. Как позже писал Станислав Говорухин, киношное начальство высказало неудовольствие смертью сразу двух характерных персонажей - Левченко и Вари.
Сама работа над фильмом тоже обросла историями. Скажем, сцена игры героев Высоцкого и Леонида Куравлева на бильярде на самом деле - умелая постановка. Оба актера и понятия не имели как «катать шары». За них кием ловко орудует одессит Владимир Иванов, имевший даже какой-то титул по этому виду спорта, а позже на монтаже была сделана склейка. Пытливый зритель заметит нестыковку и в сцене погони за автомобилем с убегающим Фоксом. Высоцкий здесь появляется нечасто, больше звучит его голос. Оказывается, артист в тот период часто отъезжал, поэтому эпизод снимался почти без его участия, а в студии позже наложили звук.
Кстати, в числе самых сложных для работы эпизодов картины Станислав Говорухин называет упомянутую сцену погони. Оказывается, съемки этого короткого отрывка - фрагмент занимает на экране считаные минуты, шла почти месяц, да потом еще и пришлось кое-что доснимать в процессе монтажа. Машины для картины еле нашли, к тому же обе они еле могли передвигаться. «Студебеккер», на котором удирал Фокс, вообще пришлось волочить с помощью тягача, и лишь в финале он двигался самостоятельно - к ограждению набережной машина попросту скатилась под уклон. Каскадер Владимир Жариков (в фильме он сыграет и небольшую роль одного из бандитов в доме, куда привезли Шарапова) вспоминает, что подготовка к съемке шла почти две недели.
Специалисты тщательно рассчитали скорость, уклон, соорудили специальный трамплин для более эффектного падения машины в воду. Правда, в ответственный момент кое-что все же пошло не так. Например, грузовик перевернулся, что не планировалось, а еще в этом месте дно Яузы оказалось очень заилено, и кабина, где находились каскадеры, почти целиком ушла в ил. На берегу уже чуть ли не простились с ними, когда те все же выбрались из воды целыми и почти невредимыми.
Фильм Станислава Говорухина стал, как сейчас модно говорить, культовым. Его можно пересматривать бессчетное количество раз и всегда словно открывать для себя по-новому. Кстати, немало современников после просмотра картины по-другому взглянули на опасную работу правоохранителей, особенно в первый послевоенный период. В 2016 году у входа в здание ГУВД Москвы на Петровке, 38 появился памятник Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову. Монумент двум персонажам великой киноленты открыт также в Волгограде. Но самое главное, что память о киноленте и двух ее главных героях навсегда сохранится в сердцах миллионов зрителей.