Это интересно

Подъём по эскалатору, идущему вниз. Ступени 76-77

Темы: Тунгусское космическое тело. Бермудский треугольник.

Ссылки на все предыдущие выпуски можно найти на паблике "Подъём по эскалатору идущему вниз" Вконтакте

СТУПЕНЬ СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ
ТУНГУССКОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ТЕЛО

В 1908 году 30 июня в южном районе Среднесибирского плоскогорья упало то - никто не знает что. Выглядело оно как ослепительный болид, полёт которого можно было видеть в радиусе 800 км. Траектория полёта проходила почти строго с востока на запад. Не долетев до земли, это нечто бабахнуло так, что в тридцатикилометровой зоне образовался вывал леса, по таёжным речкам прокатилось цунами, а многие очевидцы испытали на себе все прелести ударной волны как от атомного взрыва.

Саундтрек события был ещё более впечатляющ. Многократно повторившийся грохот слышали на расстоянии до 1200 км. Достаточно сказать, что машинист транссибирского экспресса, ехавшего в 600 км от места катастрофы, решил было, что его состав взорвался.

Отпечаток столкновения Земли с небесным телом лёг на всю планету - спустя уже несколько минут после взрыва началось возмущение магнитного поля Земли, продолжавшееся 4 часа; ночь с 30 июня на 1 июля в Средней Азии, в Западной России и Европе была белой, то есть, практически не наступала. Многие отмечали появление серебристых облаков, а метеорологические службы - помутнение земной атмосферы. В общем, возьми небесный посланец прицел повыше, не знаю, в какой бы стране мы сейчас жили.

Не знаю также, ломали бы головы отечественные исследователи над загадкой тунгусского космического тела, если бы в 1921 году геофизик Леонид Алексеевич Кулик не вычитал о нём в календаре Кирхнера за 1910 год. Именно Кулик, будучи учеником и сотрудником В.И. Вернадского по Минералогическому музею Академии наук, предпринял с 1921 по 1939 год целый ряд экспедиций в район реки Подкаменная Тунгуска с целью найти упавший метеорит.

Вот тут-то и началось. Кулик обнаружил район падения метеорита, но сам метеорит куда-то делся. Радиальный вывал леса есть, посреди него озеро (читай - кратер) есть, а метеорита…

Правда, некоторые члены экспедиций Кулика характеризовали своего босса как человека упёртого, с диктаторскими замашками, даже с элементами самодурства. Он не считался ни с чьим мнением и смотрел на своих сотрудников как на подсобную рабочую силу. Его отговаривали от осушения некоторых воронок, указывая на их термокарстовое происхождение, и предлагали ему расширить район поисков, оторвавшись от эпицентра взрыва. Но Леонид Алексеевич организовал каторжные работы по осушению воронок, на дне одной из которых действительно кое-что обнаружили. Пень. Причём он оказался «старше» катастрофы; следовательно, его сотрудники изначально были правы.

01

Так или иначе, но ни экспедиции Кулика, ни последующие экспедиции 1958, 59, 60, 61 и 62-го годов, возглавляемые разными специалистами, не сумели хотя бы приблизиться к разгадке тунгусского феномена. Они лишь выяснили, что в месте взрыва кратера нет. То, что мы называем тунгусским космическим телом (ТКТ), не достигло земной поверхности, а взорвалось на высоте 8 км. Сам взрыв не был разовым; ТКТ разрушалось в полете на протяжении порядка 18 км, сделав выброс энергии, равный взрыву 1000 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Масса ТКТ оценивается в 100 тысяч тонн. Было отмечено также, что в районе катастрофы необычайно быстро растёт не только молодая поросль, но и случайно уцелевшие трехсотлетние деревья.

Фильм 1928 г. Экспедиция на место падения Тунгусского метеорита

Столь внушительный катаклизм вызвал брожение умов в научной среде и породил аномальное количество гипотез, объясняющих природу загадочного явления. Рикошетная гипотеза утверждает, что метеорит чиркнул по земной поверхности по касательной, наломал в тайге дров и рикошетировал от взрывной волны, а возможно и не раз, как это проделывает на поверхности воды с силой брошенный камешек. Эдакая игра в городки космических масштабов. Но авторы гипотезы так и не сумели сделать точные расчёты рикошетов, дабы указать на место затаившихся обломков «биты».

Геологическая гипотеза подчёркивает, что прямое совпадение района взрыва с кратером древнего вулкана не случайно, и что никакого космического тела не было, зато было вулканическое извержение, спровоцировавшее взрыв целого месторождения природного газа.

Солнечная гипотеза рисует совсем жуткую картину - Земля столкнулась с небольшим фрагментом солнечной плазмы. Доказать такую гипотезу невозможно, а вот пессимизма в наше и без того тревожное бытие она привносит изрядно. Мало того, что в любой момент нам на голову может свалиться гора, тут ещё родимое светило шлёт чересчур жгучие приветы.

Приведённые выше гипотезы имеют строго научную основу; описываемые ими сценарии развития событий могли и могут реализоваться, не повергнув учёных в шок. В шок учёных повергла гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, не изменившего излюбленному литературному жанру. В 1946 году Казанцев выступил с сенсационным заявлением, что над Эвенкией потерпел аварию космический корабль инопланетной цивилизации, погибший от атомного взрыва. А почему бы и нет? Или, как говорят французы, а пуркуа бы и не па? Бравые инопланетные пилоты летели к нам, небось, десятки световых лет и такой вот неудачный визит. Осталось выяснить причину поломки - либо засорились свечи, либо отказали тормозные колодки…

02Инопланетная гипотеза в своё время стала так популярна, что астроном В.Г. Фесенков поспешил развеять фантастические домыслы. Он указал на то, что тунгусское космическое тело влетело в земную атмосферу навстречу вращению Земли вокруг своей оси, что для летательного аппарата равносильно лобовому столкновению. На такой курс посадки, гарантирующий катастрофу, не вышел бы даже идиот, не говоря уж о мыслящих существах, способных бороздить просторы Вселенной.

По этой же причине ТКТ не могло быть и метеоритом. Астероиды, поставщики метеоритов, движутся в том же направлении, что и Земля вокруг Солнца. Они как бы догоняют Землю, поэтому их скорость невелика, порядка 10 км/сек. ТКТ, напротив, двигалось навстречу Земле со скоростью 40-50 км/сек. Фесенков сделал вывод - так могла перемещаться только комета.

Кометная гипотеза объясняет практически все 100 процентов феноменов, сопровождавших падение ТКТ, если отмести в сторону ряд сомнительных свидетельств. Главная загадка - отсутствие обломков - объясняется тем, что кометное вещество состоит в основном из космического льда, и оно было полностью разрушено взрывом.

Но это для некоторых исследователей слишком простое объяснение, куда интереснее до сих пор искать обломки «летающей тарелки» или списать всё на чудовищный по последствиям эксперимент Николы Тесла.

СТУПЕНЬ СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Своё название эта якобы аномальная зона между полуостровом Флорида, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико получила в 1964 году благодаря статье Винсента Гладдиса «Смертоносный бермудский треугольник».

03

04Но первооткрывателем темы безусловно является некий корреспондент американского информационного агентства «Associated Press» Джонс (возможно, Индиана) ещё в 1950 году поведавший своим читателям о «море дьявола» и происходящей там чертовщине. До 1970-х рассказы о Бермудском треугольнике кочевали по страницам западной жёлтой прессы, пока их в 1974 году как следует не оформил и не преподнёс в своей книге «Бермудский треугольник», к слову, мгновенно ставшей бестселлером, некий Чарльз Берлиц.

Давайте рассмотрим самый известный случай, связанный с Бермудским треугольником, который, собственно, и положил начало всей дальнейшей раскрутке данной темы.
Пять бомбардировщиков-торпедоносцев типа «Эвенджер» взлетели с военно-морской базы США во Флориде в сторону океана и якобы бесследно исчезли при отличной погоде и без каких-либо военных приключений. Эта история обязательно сопровождается в печати выдержками радиопереговоров опытных пилотов с диспетчерами авиабазы, в ходе которых пилоты жалуются на внезапный отказ навигационной техники, а также на необычные визуальные эффекты – «океан выглядит необычно», «мы погружаемся в молочный туман» и так далее. На поиски пропавших самолётов были направлены спасатели, в том числе большой гидросамолёт «Мартин Маринер», но и он бесследно исчез в районе поисков.

Разве такой материал оставит равнодушным любителя сенсационной журналистики? На этот шнурок было нанизано огромное количество других не менее загадочных историй, случившихся в аномальной зоне, и сегодня Бермудский треугольник – известный информационный бренд.

Да, находились исследователи, критиковавшие книги своих доверчивых предшественников, но даже после их прочтения оставался привкус недосказанности – пусть о таинственных явлениях в радиопереговорах на самом деле не упоминалось, но ведь самолёты-то пропали! Поэтому Голливуд охотно продолжает штамповать второсортные киношки, а издательства печатать уже изрядно пережёванную жвачку о Бермудском треугольнике и не менее таинственных районах Мирового океана.

Между тем, на Западе нашлись дотошные журналисты, усмотревшие за данной сенсационной темой обычный такой информационный вброс с целью прикрытия куда более прозаических событий. Нужно отдать должное российскому исследователю Александру Бирюку, который обобщил в своих книгах именно такой опыт западной сенсациологии.

Так вот, давно уже выяснили, что так называемый Бермудский треугольник – детище американского Центрального Разведывательного Управления. Этой секретной организации потребовалось 5 декабря 1945 года инсценировать пропажу пяти торпедоносцев, которые вылетели на не менее секретную миссию – потопить грузовое судно «Рамона», в трюмах которого, по данным ЦРУ, доставляли оружие для гаитянских коммунистов.

Теперь следите за мыслью. Американское правительство не могло допустить, чтобы под боком у США возникла ещё одна просоветская Куба в лице Гаити. С другой стороны абсолютной уверенности на счёт «Рамоны», зафрахтованной где-то в Либерии и с европейским экипажем, у американских разведчиков не было. Нужна была военная операция, которая с одной стороны отправила бы на дно подозрительное судно с его опасным грузом, а с другой стороны не оставила бы следов, указывающих на её исполнителей, если вдруг выяснится, что судно было сугубо мирным. Пять самолётов в обмен на избавление от «красной чумы» на американских границах и избежание прямой конфронтации со Сталиным, с которым по-настоящему считались – хорошая, выгодная сделка.

Тут любопытно припомнить книги разоблачителей Бермудского треугольника, таких как Куше, например. Разоблачая одни сказки, они, почему-то, неизменно плодили сказки новые, окончательно запутывая ситуацию. Тот же Куше «выяснил», что команда лётчиков якобы была неопытной, и полёт был организован в рамках учений. Это неправда. Все пилоты пропавших «Эвенджеров» являлись если не асами, то налетавшими достаточное количество часов, чтобы считаться опытными. При этом никто не обратил внимания на красноречивый факт, что самолёты поднялись в воздух с базы Форт-Лодердейл вооружёнными под завязку и с баками полными горючего – зачем, если вылет был учебным с целью отработки взаимодействия над океаном, а вовсе не для принятия участия в полномасштабных военных учениях с поражением условных целей противника?

Таким образом, отлично вооружённые пять самолётов направились в дальнюю экспедицию на перехват «Рамоны», разнесли судно в клочья, а само место диверсии выжгли напалмом, так что от таинственно пропавшего – внимание! – 5 декабря 1945 года океанского транспортника не осталось и следа на поверхности океана. Самолёты приводнились на воду, а пилотов подобрал вовремя подоспевший гидросамолёт «Мартин Маринер», переправивший их на другую базу. Исследователи даже выяснили на какую, где обнаружили командира Тейлора, руководителя того таинственного полёта, под другим именем.

Кстати, исчезнувшее бесследно судно «Рамона» в списки жертв загадочного Бермудского треугольника почему-то не входит. Ответ на поверхности – этот инцидент должен быть погребён под толщей фантастических домыслов и уйти в забвение. Вдруг кто-то обратит внимание на одинаковую дату пропажи «Рамоны» и американских военных самолётов, после чего сложит дважды два.

Сергей Колобаев