Это интересно

Подъём по эскалатору, идущему вниз. Ступень 66


Тема: План Зеро.

 


Ссылки на все предыдущие выпуски можно найти на паблике "Подъём по эскалатору идущему вниз" Вконтакте.

 

 

СТУПЕНЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ
ПЛАН ЗЕРО

В 1988 году, во вполне ещё вменяемом СССР, совсем не собиравшемся распадаться и с крепким партийным кормчим у руля, в кинопрокат вышел фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» с Леонидом Филатовым в главной роли. С тех пор его показали по центральным телеканалам не один десяток раз, так что вы, возможно, вспомнили, о чём идёт речь.

Поначалу я воспринял этот фильм как перестроечный гротеск, один из многих, снятых в «переходный период», когда все наши режиссёры Рязановы, как по команде, перестали творить в стиле «Карнавальной ночи» и «Иронии судьбы», а переключились по марксистской методе на старых кляч, бомжей, постояльцев дурдома и зон строгого режима.

Но вот за мистическим бредом «Города Зеро» явно чувствовался некий смысловой посыл, осознать который удалось только позднее. Гораздо позднее.

 001

 

Вы разглядывали когда-нибудь стереограммы? Это такие бессмысленные, на первый взгляд, картинки, напоминающие хаотичный разброс точек или однотипных штрихов, но при определённой технике разглядывания, отрывающие объёмные трёхмерные рисунки, поражающие своей наглядностью?

 

002

Если вы владеете зрительной техникой просмотра стереограмм, то увидите женщину с двумя кошками 3D

 

Так вот фильм «Город Зеро» можно сравнить со стереограммой в самой полной мере. Состоящее, казалось бы, из бессмысленных сцен кино при определённом смысловом ракурсе просмотра явственно рассказывало в 1988 году как будут крушить СССР все последующие годы вплоть до запланированной неславной кончины самой России в году 2015-м.

003Герой Леонида Филатова – инженер Варакин – олицетворяет собой не много ни мало весь русский народ. В меру образованный, не лишённый чувства юмора, с адекватным поведением и жизненным здравым смыслом инженер Варакин будет на протяжении всего фильма попадать в нелепые ситуации, которые в реальной перестроечной жизни нам преподнесут как «метод шоковой терапии».

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОЛЫЕ…
Приехал инженер Варакин в некий Город в командировку. Город как город, командировка как командировка; устроился в гостиницу, отправился на предприятие по командировочным делам. В приёмной директора предприятия его ожидает первый шок - там он лицезреет абсолютно голую секретаршу, которая, между тем, нисколько не смущается своего вида. Мало того, в приёмную изредка наведываются работники завода и дают секретарше разные поручения, но они абсолютно не реагируют на её полную обнаженность.

Повторюсь, инженер Варакин (русский народ) был на тот момент вполне адекватным, поэтому не преминул поинтересоваться у директора завода (директора сыграл замечательный актёр Армен Джигарханян), почему, мол, его секретарша голая. Директор выглянул в приёмную и констатировал: «Действительно, голая…», после чего тут же забыл о данном факте, словно ничего экстраординарного в нём не было…

 004

 

Тут нужно по памяти суметь вернуться в тот далёкий 1988 год, когда фильм, демонстрирующий голую натуру был настолько же редок, как пролёт кометы. «Молодёжных» журналов и вообще журналов, нашпигованных откровенной порнографией тогда тоже не было. Вообще не было. И интернета не было. Вместе с видеопродукцией сомнительного качества в русский мир действительно пришёл шок – люди добывали дефицитные видеомагнитофоны и заворожёно смотрели на экраны декодированных телевизоров – ещё бы! – там показывали абсолютно голых людей! Наша реакция была тогда абсолютно «варакинской».

С тех пор вал порнопродукции только рос в своих масштабах. Везде - в кино, в литературе, во всевозможных СМИ, особенно в интернете и в молодёжных музыкальных телепрограммах – обнажённая фактура постепенно стала таким же необходимым атрибутом, как прежде лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

И мы привыкли! Мы перестали замечать всю нелепость этого полуживотного поведения, и уже не удивляемся, что они голые! Если бы человек из советского прошлого оказался рядом с вами и указал бы на первую же красотку в газете с криком – она же голая! – вы лениво переведёте взгляд на её изображение и не менее бесстрастно и лениво констатируете факт: м-да… действительно голая… Да мало ли их сегодня… голых…

 

022

 

И тут же забудете об этом.

 

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Если вы помните, Варакину предложили в городской столовке торт в виде его головы, стали «голову» резать на куски, инженер не вынес такого зрелища, отказался есть «самого себя», и тогда приготовивший торт повар с горя застрелился. Ну, казалось бы, бред сумасшедшего.

 

005

 

Между тем, на язык политической реальности данные сцены переводятся достаточно легко - нам предложат идею развала СССР, что для любого русского человека сродни предложению саморасчленения. Вот чтобы мы эту идею схавали и не подавились, нам станут навязывать всеобъемлющее чувство вины за любое, пусть не имеющее к нам никакого отношения, событие. Пусть даже самое идиотское.

И мы через это прошли и проходим. Русские виноваты в голодоморе, в «оккупации» всех республик бывшего СССР, Восточной Европы, в расстреле расстрелянных немцами в Катыни польских офицеров. От нас постоянно ждал и, уверен, ждёт до сих пор покаяния телеведущий Познер с целой командой неизвестного происхождения «политологов», а также многие лидеры западных стран, пытающихся уже и Вторую Мировую войну поставить нам в укор.

 006

 

- Если бы я знал, что так произойдет! – сокрушается, между тем, сбитый с толку чудовищностью обвинения Варакин в кабинете следователя. – Я бы съел тот злосчастный торт!

А мы и съели. 

 

007

8 декабря 1991 состоялся антиконституционный «Беловежский сговор», в результате которого в разрез итогов всесоюзного референдума, подтвердившего желание всех народов жить и дальше вместе, совершенно незаконно был разрушен СССР. И нас почему-то не удивляет, что ни один западный «правозащитник» так и не возмутился факту такого произвола.

 

ТЫ НЕ ЛЁША, ТЫ - МАХМУД
Будучи обескураженным таким наслоением нелепых происшествий, Варакин искренне удивляется происходящему. Но здравый смысл начинает окончательно отказывать, когда его все в Городе вдруг начинают воспринимать как сына того застрелившегося повара местной столовки. Алексей Варакин протестует, но даже городской прокурор просит его не противиться, признать навязанное родство и откликаться на новое имя – Махмуд.

- Ну, какой же я Махмуд?!! – кричит Варакин.

Однако никто его не слушает. Его приглашают на вечер памяти новообретённого отца, и Варакин даже произносит речь от имени сына… Махмуда.

Это означает, что у нас намеревались уже тогда, в 1988 году, постепенно, но очень настойчиво отнимать историческую память и навязывать ложные исторические воспоминания.

 

008

 

На момент написания данной книги вся международная попса буквально накачана восточными мотивами и аранжировками. Иногда, слушая радио, ощущаешь себя жителем арабских эмиратов. Добравшиеся уже до районных центров «гастарбайтеры» с востока только усиливают процесс нашей «махмудизации», причём в самом наихудшем её варианте. А когда русский человек начинает возмущаться – прокуратура быстро ставит его на место.

И это не какая-то там националистическая бредятина, достаточно проанализировать ситуацию в странах Западной Европы – их махмудизировать стали намного раньше России, причём с помощью всё тех же международных программ миграции.

 

009

 

Дружба народов? Да кто же против! Только давайте дружить домами: помогать друг другу обустраиваться, делать ремонт, одалживать друг у друга деньги, ходить друг к другу в гости, родниться и воспитывать общих детей. Как сказал в своё время руководитель Ингушетии Руслан Аушев:

- Ингушский, дагестанский и чеченский народы – братья. Но и братья должны жить каждый в своём доме!



РУССКИЙ ТАНЕЦ РОК-Н-РОЛЛ
Весь фильм проникнут музыкальной темой рок-н-ролла. Ещё бы, вся интеллигенция мистического Города Зеро буквально помешана на рок-н-ролле, она активно пропагандирует его «в массы», организовала даже специальный клуб, посетить открытие которого пришли все влиятельные люди.

Инженер Варакин ошеломлен и этим девятым валом буйного рок-н-ролльного веселья, ведь он приехал откуда-то, где западная музыка не могла быть культом преклонения; он приехал откуда-то, где культом преклонения было высокое искусство.

И тут становится ясным, что Варакин просто-напросто попал в кошмарное будущее своей страны.

В 1988 году, когда был снят фильм «Город Зеро» (в 1989-м он вышел в прокат), подобные апокалипсические пророчества казались до смешного надуманными и гротескными. Но, «господа-мужики и господа-бабы», мы с вами живём как раз в этом воплощённом будущем и наблюдаем буквально все живописно продемонстрированные в кино симптомы национального разложения.

 010

 

Перестройка сопровождалась массированным внедрением именно рок-н-ролла и западной поп-музыки вообще. Она «вымыла» русские музыкальные темы из репертуаров наших «звёзд», оставив темы, присущие западным исполнителям. Апофеозом этого прозападного музыкального демарша является мюзикл (жанр сам по себе уже бродвейский) Тодоровского-младшего – «Стиляги».
011Все киношные эффекты в данной картине направлены на одно – показать серость советских людей и страны СССР в целом в противовес людям-фейерверкам, людям-«личностям», то есть «стилягам».
Эти герои в оранжевых галстуках и зелёных костюмах по сюжету фильма как бы были первыми, кто бросил вызов тоталитарному режиму Сталина, кто первым научился дрыгать ногами а-ля Элвис Пресли, и это как бы они зародили своим танц-бунтом молодую россиянскую демократию. Такие яркие словечки как «свобода», «самовыражение» - не сходили с их размалёванных уст, но, глядя на их попугайские наряды, вспоминается детский «Праздник непослушания» - не более того.

Музыка Элвиса Пресли создает великолепное праздничное настроение и весьма романтична, но это если слушать её или танцевать под неё просто как под популярную музыку. Но ведь из Элвиса сделали самое настоящее идеологическое оружие. Под его музыку стиляги не просто танцевали – они мечтали под её аккомпанемент о квартирах на Манхеттене и о прочих американо-райских кущах. И инфицировали этими «высокими мечтами» других, создавая очередную субкультурную секту идиотов.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
При неудачной попытке сбежать из сумасшедшего Города Варакин оказывается в городском историческом музее. Его директор и сторож в одном лице устраивает случайному посетителю степенную экскурсию, во время которой инженер Варакин получает очередную порцию шокирующего материала. Оказывается, с историческими фактами можно обращаться довольно беспардонно и манипулировать ими как угодно.

 

012

 

Кроме того, когда перед твоими глазами стоят сразу несколько экспозиций, первая из которых относится к первому веку до новой эры, а последняя – к 1980 году, то мысленный «туман толщи веков» рассеивается, и буквально наглядной становится идейная связь эпох. Исторические события перестают быть случайными и стихийными. Когда охватываешь весь исторический масштаб целиком, начинаешь понимать алгоритм развития человечества, начинаешь понимать правила, которые для него кто-то давным-давно придумал.

 

013

 

Экскурсия закончилась у довольно информативной скульптурной композиции. Инженер Варакин увидел две пирамиды; одна из них символизировала марксистский капитализм, другая пирамида символизировала марксистский социализм. Обе пирамиды увенчивали большие пятиконечные звезды, но у «капиталистической» пирамиды она была золотая, а у «социалистической» - соответственно красной. И смысл всей композиции был явственен: какой бы путь развития не выбрала страна – социалистический или капиталистический – обе эти дороги приведут к победе пятиконечной звезды, очень древнего символа восточной глобализации.

Вы никогда не задумывались, почему звезда является одновременно символом СССР, США и Евросоюза?..

 014

 

Вы никогда не задумывались, почему пятиконечная звезда, несмотря на своё якобы коммунистическое происхождение, не сходит с современных «демократических», «капиталистических» российских, западных и вообще мировых телеэкранов, украшая всевозможные спортивные, эстрадные и политические шоу?..

 015

 

 

ТАКОЙ НЕЛЕПЫЙ ПАТРИОТИЗМ
В 1988 году советский патриотизм, ровно как и национальный русский, были на высоте. Однако в фильме «Город Зеро» единственный патриот России – это прокурор, герой актёра Владимира Меньшова. Личность (имеется в виду, конечно же, прокурор) странная, противоречивая, а самое главное – жалкая и смешная. Прокурор говорит правильные слова о сволочах, разграбивших и загубивших страну (ещё раз подчеркиваю – в 1988 году СССР ещё вполне себе здравствовал, так что подобные обвинения как бы вновь предвосхитили будущий уже настоящий грабёж); так вот, прокурор говорит правильные слова, но именно он «кошмарит» Варакина (свой собственный русский народ), именно он стоит на страже интересов шоковой терапии и всего того, что разрушает страну и помогает тем самым сволочам её разворовывать. Отсюда возникает к патриотическим речам прокурора презрение и даже чувство брезгливости.

Как это отражает нынешний 2021-й год! Какие патриотические выступления наших «силовиков» мы лицезреем с экранов наших телевизоров! Какие патриотические лозунги, призывы! Какие даже иной раз проклятия в адрес «лихих 90-х»! И эти же самые люди на следующий день торжественно открывают памятники предателям Родины и рассказывают уже о «святых 90-х».

Итог – патриотизм стал нелеп. Прямо как в пророчестве фильма «Город Зеро».

 

016

 

Впоследствии, когда все основные действующие лица фильма соберутся в гостиничном номере Варакина, и среди них будет прокурор, он будет выделяться своим клоунским жёлтым костюмом и неловким поведением. Основная идея понятна и здесь - в будущем (в нашем будущем) патриотично настроенный человек должен стать всеобщим посмешищем. Разве может умный верить в призывы прохиндеев, на которых пробы ставить негде?

- А вот поёт он хорошо, - говорят местные градоначальники, указывая на прокурора.

Всегда вспоминается эта фраза, когда видишь сейчас выступления казачьих хоров. Поем мы хорошо. Управляем своей страной отвратительно. 

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ
Самой интересной, на мой взгляд, сценой фильма «Город Зеро» является сцена, в которой маленький мальчик морально нокаутирует инженера Варакина своим мрачным пророчеством:
- Вы никогда не уедете из нашего Города, - заявил мальчонка с какой-то взрослой нетерпимостью.
- Что?! – замер Варакин, не ожидавший ничего подобного от белобрысого шкета.
- Вы никогда не уедете отсюда, - настойчиво повторил юный пророк. – Вы умрёте и будете похоронены на городском кладбище. Я вижу вашу могилу и надгробье. На нём написано: Варакин Алексей Михайлович, дата рождения 1945-й год, дата смерти – 2015-й год…

 

 

В победном 1945 году Россия-СССР родилась заново, и вот ей назначили дату безвременной кончины – 2015 год. Кончина эта должна свершиться от рук новых подрастающих поколений безродных, циничных и даже жестоких махмудов, отплясывающих на Красной Площади рок-н-ролл и одобрительным свистом подзадоривающих юных стриптизёрш, именуемых «звездами».

В реальности Россию отправить пока на кладбище не удалось. Но с 2018 года (а это рядом с 2015 годом) наша страна движется именно в этом направлении.

 

ACENT 4

В истории нет сбывшихся пророчеств – есть реализованные планы.

ACENT 2

 

 

ЭФФЕКТ СВАРИВШЕЙСЯ ЛЯГУШКИ
Скрытый посыл фильма «Город Зеро» разбирали многие исследователи. Один из них, Сергей Кара-Мурза, в своей книге приводит любопытную аналогию.

Если лягушку бросить в кипяток, то она мгновенно, не будь дурой, из него выскочит, пусть и с серьёзными ожогами.

Но вот если лягушку бросить в котёл с холодной водой и поставить его на медленный огонь, то она, будучи животным хладнокровным, станет наслаждаться постепенным повышением температуры воды, причём до тех пор, пока не сварится.

Если человека, скажем, из дореволюционной России забросить на машине времени в нашу современность, то он, столкнувшись на улице с парочкой поклонников Мэрлина Мэнсона, пожалуй, рванёт обратно к себе домой, в своё время, и в панике побежит молиться в первую же церквушку.

 018

Цветное фото Прокудина-Горского, 1913г.                               Современная «барышня»

 

…Фильм «Город Зеро» заканчивается тем, что Варакин делает очередную попытку сбежать из гротескной реальности, в которой он оказался (из нашего с вами будущего). Он прыгает в лодку и отчаливает от берега, точь-в-точь как лягушка, ошпарившаяся в кипятке и пытающаяся его покинуть, в противовес остальным героям картины – продолжающим наслаждаться повышением градусов, а посему – обрёченным.
Но вёсел в лодке нет. Варакин плывет «по ветру», не в силах что-либо изменить - мрачный, полностью деморализованный, дезориентированный во времени и пространстве. Совершенно ясно, что ему и плыть-то некуда.

 

 

Он уже не сможет покинуть выстроенную для него кем-то новую реальность. Единственный для него шанс не раствориться в многоплановом бреде нового мирового порядка и не сдохнуть бесславно в заявленную дату - это вернуться в Город Зеро и попытаться сделать Прокурора своим помощником, а не оставлять его заложником чуждых здравому смыслу принципов. Он должен вернуться и доказать всем, что он не Махмуд, а Алексей. Он должен вернуться и разогнать всю эту рок-н-ролльную англоманскую интеллигенцию. Он должен вернуться, наконец, и заняться серьёзным воспитанием того неучтивого мальца, чтобы вопреки всем ювенальным юстициям взросло младое племя не капризных разрушителей, но ответственных перед прошлыми и будущими поколениями созидателей.

 019

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Карен Шахназаров, режиссер «Города Зеро», является автором ещё нескольких фильмов, насыщенных политическим символизмом – «Цареубийца», «Сны». А в фильме 2012 года «Белый тигр» он снова «предвосхитил» глобальный политический тренд – возрождение нацизма.

 020

021

 

Сергей Колобаев

Продолжение следует...

 

You have no rights to post comments

Вход через соцсети