Не просто Мария и Формула-1
Некоторое время назад мы публиковали интервью с нашей землячкой Марией Коноваловой по теме её добровольческой миссии на ЧМ-2018. Но, как оказалось, она является… лицензированным судьёй спортивных автогонок класса Формула-1!
- Естественный вопрос – как? Каким образом? Почему?
- Я смотрю Формулу-1 с конца 2006 года. Тогда, увидев случайно отрывок гонки по ТВ, я влюбилась в этот вид спорта всерьез и надолго. С тех пор не пропускала ни одной трансляции. Как и у любого увлеченного человека, у меня появилось желание приблизиться к миру «королевских гонок», но не в качестве зрителя, а как часть этого грандиозного действа.
В 2013 году я посетила семинар Российской автомобильной федерации и получила свою первую лицензию, которая давала мне право заниматься судейством. А потом понеслось: чемпионаты мира, международные гоночные серии и, наконец, вершина автоспорта – Формула-1 и ее первый в истории Гран-При России.
Гран-При России 2017. Боксы команды Mercedes AMG после гонки
Сейчас идет мой шестой сезон в автоспорте в качестве маршала (интернациональное название судей), в начале этого года Министерство спорта присвоило мне очередную (а именно – первую) судейскую категорию. За плечами уже пять Гран-При Формулы-1 и на подходе шестой.
- Вы, наверное, с техникой дружите?
- Признаюсь честно - мне проще рассказать из каких компонентов состоит силовая установка болида F1, чем описать то, что находится под капотом обычного дорожного автомобиля (ахахахаха). Формульный автомобиль имеет очень сложную конструкцию и, кроме того, является источником повышенной опасности, поэтому понимать принцип работы, например, системы рекуперации энергии или знать типы резины нужно обязательно.
- Если есть личное авто - не передается ли "жажда скорости"?
- Да, у меня есть личный автомобиль, но, несмотря на всю любовь к гонкам, соблазна надавить сильнее на педаль газа нет. Жажду скорости нужно показывать на автодромах, а не на дорогах общего пользования. Кстати говоря, все пилоты F1 в обыденной жизни являются обладателями самых обычных автомобилей и никогда не превышают скорость.
- В каких соревнованиях судействовали, где эти соревнования проходили, кто в них участвовал?
- Во всех международных соревнованиях, которые когда-либо проходили на территории России, я принимала участие. Среди них: FIA Formula 1, FIA WTCC (Чемпионат мира в классе «туринг»), WSR (Мировая серия Рено), GP2 (Формула-2), GP3 (Гран-При 3), DTM (немецкая кузовная серия), European Formula 3 (Европейская Формула-3), Blancpain Sprint Series, SMP Formula 4 (Североевропейская Формула-4).
Мария и пилот F1, победитель гонки 24 часа Ле Мана - Нико Хюлькенберг. Гран-При России 2015
Так как гонки международные, то в них соревнуются спортсмены из разных стран. Про работу на Чемпионатах России я даже рассказывать не буду, ибо этапов было море. Плюс – я периодически работаю и на мотоциклетных гонках. А весной состоялось мое первое зарубежное Гран-При Формулы-1. Я была судьей на Гран-При Азербайджана в Баку.
Подиум Гран-При Азербайджана 2018
- В чем "фишка" судейства Формулы-1? Если, скажем, в футболе есть куча правил, то в гонках правило, наверное, одно - кто быстрее, или есть свои нюансы?
- Как и в любом виде спорта или дисциплине, в Формуле-1 есть свои правила. Мы работаем с Международным спортивным кодексом и техническим регламентом F1. Да, иметь быструю машину и финишировать высоко – важно, но никто не отменял правила проведения и систему штрафов и наказаний за их нарушение.
Тренировка пит-стопов. Гран-При Азербайджана 2018
Не буду описывать всё, а расскажу только о тех правилах, за соблюдением которых слежу я. Начнем с того, что я – судья пит-лейн и стартовой решетки. Пит-лейн – это зона, в которой располагаются боксы команд, автомобили, командные мостики. Я контролирую такие моменты как: замена шин, настройка крыльев, наличие надлежащей экипировки у механиков, выезды из боксов и т.д. Если происходит нарушение, то я пишу об этом отчет и отправляю его в Race Control, а уже там мой отчет читает руководитель гонки и, если нужно, его разбирают спортивные комиссары, которые, кстати, и выносят наказания. Во время старта, например, я слежу за фальстартами.
- Расскажите об атмосфере соревнований, что в них привлекает, а что быть может пугает?
- Находиться в непосредственной близости от любимых пилотов и крутых машин – счастье. Атмосфера соответствует статусу соревнования: много камер, журналистов, известных личностей. В общем, нужно вести себя достойно, так как все заезды транслируются в прямом эфире.
Мария и чемпион мира F1, пилот команды Scuderia Ferrari - Кими Райкконен. Гран-При России 2017
Пугает? Пугать что-то может только тех, кто не уверен в своих знаниях. А я просто получаю удовольствие от своей работы.
- Были ли на ваших глазах поломки, аварии в процессе гонок?
- К счастью, нет. Случаются сугубо рабочие проблемы: не запустился двигатель на старте или механики небезопасно выпустили автомобиль из боксов.
Но если говорить, например, о Чемпионатах России, то аварий я видела много, но не смертельные. А вот в мотогонках падения случаются часто, даже переломы бывают.
Вообще, когда происходит трагедия, то она воспринимается как личная, потому что мы – одна большая гоночная семья.
Гран-При России 2017. После финиша гонки
- Наиболее интересные случаи из практики?
- Для меня самое интересное начинается тогда, когда распределяют пилотов перед уикендом. Так, в разные годы я была пит- и грид- маршалом у Даниэля Риккьярдо, Льюиса Хэмилтона, Нико Росберга, Вальттери Боттаса, Лэнса Стролла. Интересно работать во время гонок-поддержки: Formula-2 и GP3. В этих сериях выступают молодые пилоты, многие из которых совсем недавно вышли из картинга. Как правило, у таких ребят напрочь отсутствует страх. Они бьются так, что их гонки зачастую гораздо зрелищнее Формулы-1.
Мария и вице-чемпион F2, пилот команды Russian Time - Артем Маркелов
Однажды, во время парада пилотов незадолго до старта гонки F1, вице-чемпион мира Фелипе Масса пожал мне руку. Просто потому, что я пожелала ему удачи)).
Во время некоторых гонок, не только F1, случается пообщаться с механиками или инженерами. Со многими из них я дружу до сих пор...
Интервью провёл Сергей Колобаев.
Фото из личного архива Марии Коноваловой
На заставке: Перед стартом четырехчасовой гонки REC. 2017 год. Автодром Moscow Raceway