Музыка

В стиле "Джаз"


- Ровно 90 лет назад В.В. Пантуровым, заслуженным деятелем искусств, почётным гражданином г.Кулебаки был создан его знаменитый оркестр, - сообщила в мае 2014 года заведующая музеем металлургов О.И. Самсонова. – Но мало кто помнит, что некоторые из учеников Василия Васильевича в конце 1950-х годов создали на базе художественной самодеятельности Кулебакского металлургического завода им. С.М. Кирова очень популярный в ту пору джазовый оркестр. Более подробно об этом может рассказать В.Г. Бисеров, поскольку в нём играл его отец.

Вадим Геннадьевич Бисеров, бывший специалист администрации Кулебакского района, а ныне пенсионер, принёс с собой весьма редкие фотографии:

- Импульсом для создания джаз-оркестра послужил Фестиваль молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года, где побывал и мой отец Геннадий Николаевич Бисеров. Он являлся в ту пору членом Кулебакского райкома комсомола. Именно на том знаменитом фестивале наши парни впервые увидели джазовые оркестры и услышали их звучание. Конечно, давно уже «гремели» оркестры Утёсова, Лундстрема, но провинциальная молодёжь слушала их только на пластинках и до некоторых пор не дерзала им вторить.

Руководителем нового, как сегодня бы выразились, музыкального проекта, стал Александр Саламатов, который был чуть старше отца (отец 1930 года рождения) - отличный аккордеонист, владевший нотной грамотой практически в совершенстве. Часть ребят подобралась из оркестра В.В. Пантурова, а прошедшие школу у Василия Васильевича также являлись профессионалами своего дела.

dzhas2

Слева направо: Геннадий Голубев (саксофон), Владимир Павловский (труба), Юрий Осяев (кларнет), Олег Селивёрстиков (труба), Александр Саламатов (руководитель оркестра, аккордеон), Вячеслав Фадеев (ударник), Геннадий Бисеров (гитара), Геннадий Королёв (контрабас), Юрий Дешко (гитара). Нет на снимке Виталия Хохлова (кларнет).

 

В 1958 году решение музыкантов попробовать себя в новом качестве было поддержано руководством завода финансово – мой отец, Александр Саламатов и ещё кто-то с ними ездили в Москву закупать необходимые инструменты. Привезли гитары, немецкий саксофон, но самое, если хотите, сенсационное – привезли самую настоящую ударную установку. До этого в Кулебаках ударников не было, колотили «бум-бум» в большой оркестровый барабан, и вдруг - современные на тот период времени ударники, способные задавать невиданные ритмы. Оркестрантам пошили великолепные сценические костюмы – серые брюки, пиджаки цвета морской волны, чёрные рубашки и светлые галстуки. Выглядели парни эффектно.

Репетировали вечерами на территории металлургического завода в помещении отдела техники безопасности, что располагался на первом этаже заводоуправления. Отец частенько брал на репетиции и меня, почему я и помню многие вехи становления новаторского оркестра. Мне было тогда лет десять.

В начале 1961 года приехали представители Горьковского телевидения в рамках областной программы знакомства с культурной жизнью районов. Надо сказать, телевидение тогда было ещё большой редкостью. Наша семья купила домой телевизор в 1958 году - пятым в городе. Понимаете? Люди точно знали тогда сколько в городе всего телеприёмников. Так вот, телевизионщики устроили в нашем ДК прослушивание, отобрали для телеэфира заинтересовавшие их коллективы, после чего всё действо переместилось в Горьковский телецентр. И снова отец взял меня с собой.

Обратите внимание, в те времена видеозаписи не существовало, тем более всяких там фонограмм. Выступление демонстрировалось в прямом эфире. Я стоял в телестудии где-то в уголке и наблюдал весь процесс со стороны. Что хорошо запомнилось – под яркими студийными софитами стояла невыносимая жара. Наш джаз-оркестр исполнил пять номеров и уже через пять минут все оркестранты были насквозь влажными от пота.

dzhas3

В момент прямой трансляции. Исполнительница – Нина Чернышова

 

Но всё было не зря – их наградили поездкой через Москву в Ленинград, где на судостроительном заводе они дали фактически гастрольный концерт. Ездили на старом Павловском автобусе, с носом, забив его салон инструментами.

Сказать, что в Кулебаках новый джаз-оркестр стал сверхпопулярным – это значит ничего не сказать. Когда он подъезжал к месту выступления, музыкантов уже ждала молодёжь и просила дать что-нибудь нести, хоть палочки от барабанной установки, лишь бы пройти с чёрного входа за кулисы, а уж там-то «проходимцы» умели прорываться в зал. Оркестр не играл на танцах, но иногда по праздникам после основной концертной программы перемещался в верхнее фойе ДК и играл танцевальную программу для специально приглашённых. Шлягеры тех лет исполняли солисты Павел Локотков, Лариса Луконина, Нина Чернышова (тёзка Н.Ф. Чернышовой, председателя заводского совета ветеранов), Людмила Быкова. Был и свой конферанс от Бориса Морозова и Леонида Крутова.

Оркестр просуществовал лет пять, его состав претерпевал изменения, но костяк всегда оставался прежним. Нужно понимать, что все музыканты, включая моего отца, являлись простыми работягами на производстве металлургического завода. Они успевали и резать металл, и творить музыку, настоящее – акустическое - звучание которой с тех самых пор тревожит душу.

 

Записал Сергей Колобаев, 2014 г.

Фото из семейного альбома В.Г. Бисерова

Вход через соцсети