Наши: Артём Сычёв
Богата земля кулебакская самородками. Многих выдающихся сынов она взрастила и дала путевку в жизнь - с разными судьбами, но с одной общей любовью к малой родине. О некоторых мы знаем с детства, но немало талантливых современников, о которых предстоит только рассказать. Поэт Артём Сычев - из таких.
Автобиографическая справка
Сычёв Артём Иванович, родился 4 мая 1980 года в городе Кулебаки Горьковской области. Отец – Сычёв Иван Александрович долгое время работал электриком в кольцепрокатном цехе Кулебакского металлургического завода им. Кирова, мама – Сычёва (Каткова) Наталья Владимировна работала заведующей фильмотекой ГорОНО. По отцовской линии потомственный казак. Корни его рода с Терека и Кубани, родовая станица Петровская Краснодарского края.
По окончании 9 классов средней школы №6 в 1995-м году поступил в Кулебакский металлургический колледж по специальности «Технология сварочного производства».
Школьные и студенческие годы оставили самые теплые воспоминания. На третьем курсе КМК сделал выбор в пользу службы в армии, тайком от родителей подав заявление на отчисление и рапорт в военкомат об отказе от отсрочки и добровольном призыве в армию. Мечтал служить в пограничных войсках и после срочной службы поступить на учёбу в институт погранвойск. До сих пор вспоминают с мамой, как она, узнав об этом, отправила отцу телеграмму (он тогда уже работал «вахтовиком» за Полярным кругом на Ямале), чтобы он приехал и отговорил сына от решения бросить учёбу...
- Двадцать восемь слов! Самая большая телеграмма, которую я когда-либо видел, - вспоминает Артём. - Отец приехал и сказал: «Решил – иди, только не ной и не жалуйся потом. Это твой выбор!» И добавил: «Попадёшь ты служить не в пограничники, а в пехоту, дадут тебе самый большой в роте пулемёт, и будешь с ним бегать по полям, а то и по горам!» Как оказалось, слова эти стали пророческими…
В июне 1998 года я благополучно убыл на областной сборный пункт, где нелепейшим образом перепутали личные дела: некто Сысуев поехал служить вместо меня на границу, а призывник Сычёв, то есть я, отправился учиться на командира мотострелкового отделения в 467-й окружной учебный центр, в город Ковров, Владимирской области, с которым судьба впоследствии свяжет меня надолго…
Через шесть месяцев, после «учебки», меня отправили служить в город Прохладный, Кабардино-Балкарской республики, где меня и «дожидались» тот самый «большой пулемёт», и те самые горы, о которых говорил отец. Полгода я был разведчиком-пулемётчиком ПКМ, и только потом надел полученные ещё в Коврове погоны младшего сержанта и был определён на должность заместителя командира взвода. Осенью 1999-го года началась вторая чеченская кампания, и наш батальон в составе войсковой маневренной группы 58-й Армии Северо-Кавказского военного округа отправился в зону КТО «наводить конституционный порядок»…
Чечня. 1999 г. Артем справа с пулемётом
Война – это романтика только для тех, кто там никогда не был… На самом деле – это кровь, пот, грязь, боль, смерть…
Для меня война закончилась в марте 2000-го ранением и, как следствие, койкой хирургического отделения военного госпиталя № 412 в городе Моздоке.
После демобилизации я отправился за Полярный круг. Не имея корочек «сварщика», всё же успел поработать по специальности, на которую так и не доучился. Строил объекты и газопроводы для «Газпрома» там же, где и мой отец. Только он работал на полуострове Ямал, а я на Таймыре.
Война, наверное, всё же сделала своё дело, поменяла кардинально восприятие и мировоззрение – на «гражданке» я не «прижился», в итоге в 2004-м году вернулся обратно в армию на контрактную службу. Через год обучения с отличием закончил 38-е курсы офицерского состава Московского военного округа в том же городе Коврове, и в 2005-м году свежеиспечённым младшим лейтенантом убыл для прохождения службы в знаменитую 2-ю Гвардейскую Таманскую мотострелковую дивизию, где когда-то служил старший сержант срочной службы Сычёв Иван Александрович – мой отец.
2005 г. Лейтенант А.И. Сычёв
Службу я проходил на должности командира взвода, заместителя командира роты по ВР, исполнял обязанности заместителя командира батальона по ВР. В процессе службы, будучи в командировке опять же в городе Коврове, познакомился со своей будущей женой, и по истечении срока контракта новый контракт заключил в 467-м Окружном учебном центре, где готовили командиров разведывательных подразделений.
В 2011-м году набрали обороты печально известные «сердюковские реформы», которые большое количество офицеров «выжили» из армии. Я не стал исключением и уволился из рядов ВС РФ в звании «старший лейтенант», даже не дослужив до окончания срока контракта. Привычная жизнь дала сбой, безработица, безденежье, скандалы с женой и, как следствие - развод…
Нужно было снова как-то устраиваться в мирной жизни и в один из дней я отправился покорять Москву. Понятное дело, что офицеру запаса, вчерашнему силовику прямая дорога в охранные структуры, в службы безопасности, где я и работал на различных объектах и должностях, как, вдруг, мне совершенно неожиданно предложили попробовать себя на ниве юриспруденции, и я стал старшим юристом юридического отдела страховой кампании. Эта работа, требующая постоянного самообразования, творческого подхода мне нравилась, и я всерьёз подумывал о карьере юриста, но в 2014-м году начались события на Украине.
Как некоторые из нас, я не смог оставаться в стороне, и в составе Вольной Казачьей Чёрной Сотни отправился добровольцем на Донбасс. Воевал под Луганском, был командиром казачьего разведывательного взвода в подразделении ГБР «Бэтмен». В октябре 2014-го был ранен, и меня переправили на операцию и лечение в Россию. Долгое время лечился, восстанавливался – сильно были повреждены кости левой руки.
Сейчас живу в городе Воскресенске, Московской области. Женат. Жена Кристина была добровльцем одной из благотворительных организаций, которая помогала ополчению Донбасса, занималась гуманитарной помощью, организацией лечения раненых и последующим уходом за ними. В числе тех раненых был и я, вот она и «ухаживает» за мной до сих пор...
- Артём, как часто вы бываете на малой Родине?
- Реже, чем хотелось бы, всё-таки жизнь диктует свои условия, вносит существенные коррективы в планы, поэтому часто приезжать не получается. Пытаюсь вырваться на семейные праздники – юбилеи, и т.д. Очень люблю встречать Новый год в кругу родных и близких. В летние месяцы, если выпадает неделя-другая свободного времени, я, конечно же, еду в родные Кулебаки.
- Есть ли любимые места в Кулебаках?
- Это прежде всего места, связанные с детством и юностью, где можно с головой окунуться в приятные воспоминания - школа, колледж, Дом спорта, ДЮЦ. Недавно узнал, что снесли Летний театр в городском парке – очень расстроился, в юности мне не раз доводилось выступать на его сцене. Если говорить о памятниках, об архитектуре, то это, конечно же, дорогой сердцу каждого кулебачанина «Теремок». А ещё я очень люблю кулебакские леса. Мой отец был заядлым охотником и любовь к лесу, любовь к природе он привил мне с самого раннего детства.
- Самое запоминающееся воспоминание из детства, юности?
- Даже не знаю, какое из воспоминаний выделить в категорию «самое запоминающееся»… Они все мне дороги, и их очень много. Детство и юность были насыщены событиями. С особой теплотой всегда вспоминаю школьные годы, замечательных преподавателей, а самая интересная жизнь начиналась после уроков в актовом зале и пионерской комнате. Мы постоянно что-то делали, готовили какие-то программы, смотры, концерты. У нас был очень дружный коллектив и очень интересная творческая жизнь!
- Когда и почему у Вас появилась тяга к казачьим корням? Не она ли повлияла на решение бросить учебу в КМК и уйти в армию?
- Корни потянули к родному, к чему-то заложенному на генном уровне. Историей своего рода я интересовался с юности, но тогда не было таких возможностей: не было интернета, допуска к архивам, а старшие поколения по советской привычке предпочитали помалкивать о непролетарском происхождении. Мои исторические корни никоим образом не повлияли на решение оставить учёбу. Если бы в том возрасте я ощущал всю полноту ответственности за свой род, был бы менее легкомысленным в подобных решениях и закончил учёбу. Хотя казаку в степи всегда вольнее дышится, чем в тесных кабинетах бурсы. Может и поэтому…
- Дайте свою оценку сегодняшним событиям в армии - плюсы, минусы, ожидания?
- Объективную оценку со стороны давать трудно, всё-таки я уже семь лет гражданский, а в армии идёт активное реформирование. Исходя из разговоров с моими друзьями, ныне действующими офицерами ВС, армия значительно улучшилась. Повышается престиж службы, доводится до должного уровня обеспечение военнослужащих, модернизируется вооружение. Есть, конечно, минусы и на местах, и в целом. И «показушность», и коррупция, и нерадивость, некомпетентность, но хочется верить, что это решаемо, Москва не сразу строилась… А ожидания у меня, как и у любого нормального гражданина своей страны – чтобы наша армия была самой сильной, и чтобы ей эту силу применять не пришлось.
- Выбор в пользу Вольной Казачьей Чёрной Сотни, наверное, закономерен, учитывая ваше казацкое происхождение?
- Тут дело даже не в моём выборе, это была какая-то воля Свыше, и я благодарен Богу, что случилось именно так. В Сотню я пришёл, когда войны ещё не было, и уж тем более я не знал, и не думал, что туда попаду. Искал «своих» в Москве. Сейчас ведь по всей России казачьих организаций, обществ и т.д. пруд пруди, а вот казаков – ещё поискать надо. К моменту моего прихода в Сотню она как раз вернулась из Крыма, «черносотенцы» участвовали в операции по его возвращению в состав России. Были большие мирные планы на будущее, собирались ставить хутор, но началась война на Донбассе.
- Как Вы считаете, Донбасс вернется в состав Украины?
- Думаю, нет, очень надеюсь, что не вернется! Точку невозврата Украина перешагнула ещё в 2014-м. Для того, чтобы Донбасс смог простить то, через что Украина заставила его пройти, нужно не одно и не два поколения, да и есть вещи, которые прощать нельзя. Донбассу одна дорога – в состав России. Только вопрос этот очень сложный. Как, например, быть с той территорией, которая сейчас под контролем Украины? Да и других вопросов очень много и одними силовыми методами их не решить, нужны и дипломатические, и экономические шаги. Если есть хоть один шанс обойтись «малой кровью», то его надо использовать.
- С карьерой юриста покончено?
- Честно, не задумывался об этом. В идеале, хотелось бы сделать карьеру на литературном фронте… Юриспруденция - область, требующая соответствующих знаний, образования, каждый должен заниматься своим делом, нет ничего хуже, чем занимать чужое место. Если вдруг окажусь полезен кому-то в этой области, то почему бы и нет…
- Как и когда у Вас проснулся интерес к творчеству?
- Вообще литература и творчество в нашей семье всегда были неотъемлемой частью. Мы очень читающая семья. У каждого даже была своя маленькая личная библиотека. Отец собирал фантастику, мама – классику и романы о любви, старшая сестра – детективы, а я любил книги о природе и историческую литературу. Писать стихи я начал ещё совсем мальчишкой: любовные глупости девчонкам, какие-то детские переживания и эмоции, а уже что-то серьёзное - в армии, на Кавказе, и вот, пишу до сих пор. Сегодня я член Российского союза писателей, номинант и лауреат нескольких литературных премий, автор нескольких сборников стихов и песен.
- О чём больше получается писать, о войне или всё же на другие темы?
- Стараюсь писать обо всём, что меня волнует, стараюсь ответить на все вопросы, которые возникают и у меня, и у читателя. Поэт – он как лакмусовая бумажка, вы погружаете его в ту или иную среду, и он вам её в цвете описывает. Что касается войны, писать о ней тяжело. Настоящее стихотворение нужно пропустить через себя, пережить его вместе с героем, поэтому каждый стих о войне для меня как ещё один бой со всеми присущими трудностями, утратами и болью. Но я обязан о ней писать. Обязан перед теми, кто сам о себе рассказать уже не сможет. Обязан рассказать о ней будущим поколениям. Мы живы, пока нас помнят…
На творческом вечере Василия Ланового
- Назовите ваших любимых авторов и произведения? Что читаете сейчас?
- Боюсь, что это будет очень длинный список! Я читаю с раннего детства и очень много. Выделяя одних авторов, очень не хотелось бы обидеть других. Конечно же, русская классика! Это кладезь мысли и слова – без этого я не смогу писать свои стихи. Мои любимые поэты – Есенин, Асадов, Высоцкий, Филатов. Из прозы очень люблю Булгакова, Зощенко, Чехова, Достоевского. Из современников люблю фантастику Лукьяненко – это и вроде бы игровая литература, и в то же время в его произведениях очень глубокая философия, анализ человеческой сути.
- М.Лермонтов, К.Симонов, Э.Асадов, А.Твардовский - признанные классики русской литературы, писавшие в основном о военном времени, нет ли желания встать с такими поэтами в один ряд?
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом… Но решение, достоин я места в этом строю или нет, принимать читателю и только ему, поэтому я ориентируюсь в первую очередь на читателя, а не на получение каких-то высоких званий и наград.
- Расскажите, как простому начинающему поэту попасть в Российский союз писателей?
- Для вступления в союз требуется ходатайство не менее трёх действительных членов союза и положительное решение редакционной коллегии. Но прежде всего, нужно верить в себя и писать! Не бояться публиковать свои стихи, не нужно писать «в стол», рано или поздно вас заметят. В моём случае было именно так. Я просто писал и публиковался на нескольких литературных сайтах в Интернете. В один прекрасный момент мне пришло письмо от Российского союза писателей с предложением о членстве.
- Что дает членство в Союзе?
- Ничего особенного. Из самого приятного, наверное, это несколько бесплатных страниц в ежегодном сборнике, возможность получения гранта на издательство собственного сборника в типографии союза, и возможность для продвижения на следующую, более высокую ступень – в Союз писателей России.
- Как ваши близкие относятся к вашему увлечению?
- Положительно. Особенно когда я пишу что-то посвящённое им. Горды, наверное, за меня, если где-то появляются моё стихотворение или песня на мои стихи. Больше всех моим творческим успехам радуется мама, и я думаю, что один этот факт уже стоит того, чтобы писать.
- Когда ожидать сборник ваших сочинений?
- В самое ближайшее время. Сейчас идёт подготовка к изданию сборника «Дыханием войны», где помимо стихов будут фотографии и небольшие рассказы-воспоминания.
- Когда-нибудь мы прочтем мемуары воина-ополченца?
- Я думаю, что я всё-таки не маршал Советского Союза, чтобы мемуары писать, а вот прозаические повести, основанные на воспоминаниях, появятся в скором времени. Не буду пока раскрывать всех секретов своей творческой кухни, скажу только, что я над этим работаю.
- Есть ли желание посетить с творческим визитом малую родину?
- Есть. И программа уже готова. Остались некоторые технические моменты и тонкости. Думаю, что в первой половине следующего года мы с вами увидимся на одной из сцен города Кулебаки.
...Пожелаем Артёму творческих успехов, почаще радовать земляков своими визитами и творческими встречами, а вас уважаемые читатели приглашаем в паблик Артёма, где он публикует свои стихи и прозу.
Материал и интервью подготовил Андрей Маскаев, Краеведческий клуб. Кулебаки
2018 г.