Древность

Дороги из прошлого в будущее


Первые централизованные государственные учреждения России по организации перевозок людей и грузов стали создаваться в 1-й половине XVI века. Это различные приказы – Сибирский, Посольский.

 В середине XVI века Иван Грозный образует Ямской приказ, который состоял из службы ямщиков, ямских слобод, изб и на местах подчинялись административно-судебным органам. С тех самых пор и до конца XIX века ямская повинность являлась обязанностью сельского населения, которое должно было выделять подводы (кибитки, повозки, тарантасы), лошадей, извозчиков. Ямщики получали жалование и даже некоторое время освобождались от налогов. При ямских избах имелись постоялые дворы, небольшие гостиничные номера, харчевни, конные дворы с колодцами и запасом кормов. Существовали и арестантские помещения для этапируемых в ссылку. Самым главным атрибутом было наличие верстового столба, указывающего расстояние до Москвы. На 1896 год в Кулебаках постоялых дворов было – 6, в Тёплове и Гремячеве – по 4, в Шилокше – 3, Ломовке – 2 (по Велетьме и Саваслейке данных нет).


roads in1

 

В 1666 году была учреждена централизованная государственная почта. Кроме перевозок пассажиров, почтовых отправлений, она начинала доставлять «Ведомости» - российскую газету, выходящую с января 1703 года. На почтовом тракте, в пределах кулебакских земель находились почтовые земские станции в Саваслейке, Велетьме, Кулебаках, Шилокше, Тёплове, Гремячеве. Впоследствии в Кулебаках и Тёплове имелись почтовые телеграфы (в Кулебаках размещалась почтово-телеграфная контора). По данным И.А. Чижовой доходы от почтовой гоньбы в 1859 году в Кулебаках составляли около 5 тыс. рублей (8 рублей на каждого кулебачанина).

Транспортной артерией являлись реки Тёша и Велетьма – по ним сплавляли лес, и до основания горного завода это была весомая статья дохода (до 60 тыс. рублей в год, это 100 рублей на каждого кулебачанина по данным И.А. Чижовой).

 roads in2

 

В XIX веке в России начался железнодорожный бум. На территории Кулебакского района стала развиваться сеть узкоколейных дорог. Такая дорога появилась в 1880 году внутри горного завода и в 1894 году протянулась от завода до Окской пристани. В конце 90-х XIXвека были построены узкоколейки к Пятницкому и Мещерскому торфяным болотам.

В дальнейшем дороги были протянуты от Кулебак к реке Тёша (в районе поселка Молочная Ферма). Были ветки Кулебаки – станция Красненькая – станция Тупик (за Серебрянкой) и наконец в 1956 году – от станции Красненькой – через станцию Шилокша и станцию Ломовка (южнее обеих деревень) железнодорожная ветка была протянута до Гремячевского карьера. Давно уже нет вышеперечисленных железнодорожных веток, как и нет железной дороги от Гремячево до Мухтолово, а узкоколейный вариант на участке Кулебаки – Навашино был ещё в 1924 году заменён на широкую колею, но в памяти кулебачан они остались как выполнившие в своё время поставленные перед ними задачи.

 

roads in4

Железнодорожный вокзал Кулебаки, конец 1890-х

 

Если конец XIX века ознаменовался повышенным спросом на железнодорожные магистрали, то век XX отметился строительным бумом шоссейных дорог в связи с развитием автомобильной промышленности. В начале 30-х была построена дорога Кулебаки – Велетьма. А в январе 1940 года вопрос о строительстве трассы Горький – Муром – Кулебаки обсуждался на пленуме обкома ВКП(б) и был одобрен. 5 апреля 1940 года вопрос рассматривался на совместном заседании СНК и ЦК ВКП(б) СССР, на котором было принято решение выделить на данное строительство 8,5 млн. рублей. В декабре 1940 года строительство дороги уже было завершено!

В марте 1941 года на таком же совместном заседании СНК и ЦК ВКП(б) СССР было принято постановление о строительстве шоссейной дороги Горький – Арзамас – Кулебаки. Какой энтузиазм и трудовое мужество проявили в рамках стахановского движения и социалистических соревнований все партийные, комсомольские, профсоюзные организации, трудовые коллективы предприятий и колхозов районов и городов, по территории которых шло строительство данной дороги.

 

Автор Н.С. Ульянов, 2014 г.

Вход через соцсети