Великая Отечественная

Кулебачанки на плавучих госпиталях


Первые плавучие госпитали на Волге появились в период боевых действий под Москвой и на соседних с нею областях, когда с Северо-Западного, Калининского и других фронтов начали перевозить на оборудованных речных судах раненых защитников Отечества.

 

Часть раненых, особенно тяжело раненых, направляли в госпитали нашего областного центра, остальных размещали по госпиталям, расположенным в городах по Волге и её крупным притокам (Оке, Каме и другим рекам). Одним из первых хорошо оборудованных и самим крупным из всех плавучих госпиталей на 1200 раненых стал пароход «Нижневолгострой №29» и другие пароходы, которые начинали перевозить раненых с Верхней Волги (с Калининского фронта) ещё в первую военную навигацию, летом 1941 года.

В период Сталинградской битвы роль плавающих лечебниц, переброшенных с Верхневолжского направления на Нижневолжское, возросла значительно. И снова в числе первых был направлен упомянутый плавучий госпиталь «Нижневолгострой № 29». Что представляло собой это лечебное учреждение? Двухпалубный пассажирский пароход, каюты и палубы которого были переоборудованы для лежачих раненых, кабинетов для медицинских процедур, а также жилых кают для медперсонала и команды парохода. Состав из 26 медицинских сестер на данном госпитале был, за исключением одной из Арзамас, полностью из Кулебак, врачи и хирурги - из больниц г. Горького. В таком составе они перевозили раненых с Калининского фронта (г.Калинин сегодня г.Тверь) с начала войны 1941г. до 2 августа 1942г.

Затем, после загрузки всем необходимым, 6 августа 1942г. их направили на Сталинградский фронт, где стали накапливаться раненые. Подойдя к Саратову, весь находившийся состав экипажа команды и медперсонала на борту парохода провели тщательную маскировку судна крупным кустарником и ельником. 11 августа 1942г. ближе к вечеру, не доходя около двухсот километров до Сталинграда, пароход встал на стоянку напротив г.Камышина. Совсем скоро вечер перешёл в ночь, а ночи на юге летом всегда тёмные. Перед сном, как обычно, собрались на нижней палубе и вполголоса пели песни «Вниз по Волге-реке» и другие. Около 22-х часов прозвучала команда «отбой». В кают-компании началась оперативка руководства госпиталя и экипажа судна. Буквально через полчаса после отбоя дежурный по кораблю доложил капитану, что со стороны Сталинграда над Волгой в направлении нашего судна летит немецкий самолёт...

...Вот тут-то всё и началось - в небе над кораблём вспыхнули осветительные ракеты, с самолёта на корабль полетели зажигательные снаряды и бомбы… судно загорелось... прозвучала команда капитана: «Всем покинуть пароход!»... Матросы команды и мужчины-санитары начали спускать шлюпки на воду... все умеющие и не умеющие плавать, кто со спасательным поясом, а кто и без него, стали прыгать в воду... со спущенных шлюпок начали спасать тонущих...

Двадцатилетняя кулебачанка Зина Фаворская в больном состоянии до налёта самолёта находилась в изоляторе. И когда она вышла на палубу, то тут же свой спасательный пояс отдала не умеющей плавать медсестре Ане из Арзамаса. Фашистский самолёт через несколько секунд, пролетая над палубой парохода, пулемётной очередью прошил Зину Фаворскую и других находящихся на горящей палубе. Затем немецкий лётчик сделал ещё три захода над кораблём, и на бреющем полёте (с высоты 100-120 метров) в упор расстреливал находящихся на палубе и в воде людей. Пароход горел, затем разломился на две части…

Лучшие подруги Зины Фаворской - Вера Большакова и Клава Беневоленская, с которыми она заканчивала школу №8, затем перед войной вместе окончили 6-месячные курсы по подготовке медсестёр при Кулебакском горздравотделе - во время налёта самолёта были также тяжело ранены. К. Беневоленская, к великому сожалению, не имея своего спасательного пояса и не умея плавать, бросилась в воду и ещё как-то пыталась из последних своих сил держаться наплаву и спасать тонущих, пока не подплыл к ней старшина и не предложил свой спасательный пояс. Надев пояс, она потеряла сознание, после чего течением реки её понесло вниз. Спас случайный бакенщик.

 

flagman 0

К.К. Беневоленская

 

Когда после трагедии оставшиеся в живых стали собирать умерших и раненых К. Беневоленской среди них не оказалось и её сочли утонувшей. Так её фамилия появилась в списке среди захороненных на могиле на берегу Волги. После своего излечения К. Беневоленская продолжила выполнение своего благого дела и за свой ратный труд была награждена орденом Отечественной войны 2-ой степ., многими боевыми и юбилейными медалями. Как сложилась дальнейшая судьба Веры Большаковой, не известна.

Подруги Зинаиды Фаворской написали своим матерям о её трагической гибели, и вскоре об этом узнала мама Зины - Василиса Францевна. Невосполнимое горе помутнило рассудок матери. У неё кроме дочери на войне воевали три сына - Петр, Александр и Дмитрий. В 1944 году матери пришли две похоронки, вначале на Александра, погибшего в бою и похороненного на территории Псковской области, затем на Петра - умершего от ран в августе того года. Последние годы своей жизни мать, лишившаяся четверых своих детей (ни она при жизни, ни мы так и не узнали о причинах смерти ещё одного сына, Дмитрия), потеряла полностью свой рассудок.

Во время налёта на плавучий госпиталь «Нижневолгострой-29» была ранена медсестра Н.И. Силаева (Соколова). Доплыв до берега, она оказалась в сельской больнице с.Иловатка, что в 6-ти километров от берега. После извлечения осколков и пули была отправлена в Саратовский госпиталь, позднее в Ульяновск, где пролежала около 2-х месяцев. Но осколок размером 3 см. на 1,5 см. так и не был извлечён из поясницы.

На пароходе «Нижневолгострой-29» служили медсёстрами кулебачанки Е. Курицына, М. Давыдова, Л. Трутнева и другие, о судьбе которых нам, к сожалению, ничего неизвестно.

Другим санитарно-транспортным судном по перевозке раненых на Волге был пароход «Волгарь», который до августа 1942г. также осуществлял перевозки с Верхней Волги, затем с Нижней Волги. На этом пароходе в числе медсестёр были тоже кулебачанки Александра Красавина, Анна Симонова и Клава Чудакова. Первое боевое крещение «Волгарь» получил ночью и также у г.Камышина, возвращаясь вверх по Волге с ранеными сталинградцами. Во время начавшейся бомбёжки все раненые и обслуживающий персонал были выведены в лес. С рассветом все вернулись на судно, которое благодаря хорошей маскировке оказалось совсем неповреждённым.

Речные суда пароходства «Волготанкер» также внесли немалый вклад и занимались перевозкой населения и раненых из осаждённого Сталинграда, а также доставляли в него продовольствие и медикаменты, оружие и боеприпасы, пополнение войсками и так далее.

В составе Волжской военной флотилии в должности капитана катера несла службу наша кулебачанка Мария Львова, окончившая до войны Горьковское речное училище по специальности «штурман речного плавания». В данное училище она поступила благодаря своему твердому характеру и упорству, помноженные на отменное здоровье и успешно выдержанные вступительные экзамены. И, не смотря на придирчивость приёмной комиссии, она была принята в группу штурманов, где оказалась единственной девушкой. По окончании училища, когда Мария прибыла на флот, «речным волкам», повидавшим на своем веку многое, удивлению по поводу нового капитана не было предела.

В Сталинград катер с баржей вёз продовольствие и лекарства, оружие и боеприпасы, свежее пополнение, обратно вывозил тяжелораненых и эвакуированных жителей. Не все ходки были благополучными и часто подвергались бомбёжке. Был потоплен один катер. Вскоре снова не повезло - в результате прямого попадания другое судно пошло ко дну, на этот раз раненые капитан и механик были доставлены в госпиталь. После излечения М.Ф. Львова была назначена первым штурманом на третий свой пароход и начала боевые действия - в поддерживании огнём береговых войск и высаживании десанта, в травлении мин и в переправе войск и грузов через Волгу.

Последнее её назначение - капитаном на флагманский теплоход «Иосиф Сталин» Волжской военной флотилии, на котором она позднее возглавляла колонну речных судов и вместе с ними присутствовала на Параде Победы 24 июня 1945г. Награждена орденом Славы, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда» и другими наградами.

 

flagman

Фото из журнала «Огонёк», август 1952г. На фото: флагманский теплоход Московского пароходства «Иосиф Сталин» на открытии Волго-Донского канала

 

На санитарном пароходе с 1941г. начала свою службу, в свои неполные 18 лет, кулебачанка Анна Ивановна Тюрина - с 1942 года боец санитарной роты Волховского фронта. Награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.
Настоящая статья подготовлена на основании воспоминаний и материалов ветерана Великой Отечественной войны Н.П. Мусёва, ветерана труда В.И. Рубцова, оставшихся после их жизни, ветерана труда А. Суслова, материалов из фондов музея металлургов и газеты «Кулебакский металлист», других источников.

 

Н.С. Ульянов, 2015 г.

арзамас

Вход через соцсети