Великая Отечественная

Кулебакский металлургический завод - единственный в своем роде


5 мая 1941 года на заседании СНК СССР и ЦК ВКП(б) принимается постановление № 1216-502сс «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» Материал паблика "Краеведческий клуб/Кулебаки".

 

Этот документ вносил коррективы в утвержденные ранее планы выпуска «тридцатьчетверок» на 1941 год - например, завод № 183 «Уралвагонзавод» должен был до конца года изготовить на 200 Т-34 больше, чем планировалось ранее. В связи с этим Наркомсудпром тов. Носенко и директоров Мариупольского завода тов. Гармашова и Кулебакского завода тов. Скиба обязали к 1 июля 1941 г. изготовить и поставить заводу № 183 два комплекта бронекорпусов и башен для улучшенного танка Т-34, для чего Наркомсредмашу (завод № 183) к 15 мая 1941 г. выдать чертежи: Мариупольскому заводу на измененный корпус и башню и Кулебакскому заводу на измененный погон улучшенного танка Т-34». Кроме этого, весь август 1941 года Кулебакский завод ведет непрерывную поставку литых башен заводу № 112 «Красное Сормово» опережая показатели.

11 сентября 1941 года указом президиума Верховного Совета СССР был образован Общесоюзный народный комиссариат танковой промышленности (НКТП), с включением в его состав «танковых, дизельных и броневых заводов». Наркомом нового ведомства назначили В.А. Малышева, до этого возглавлявшего Наркомсредмаш и бывшего, что называется «в теме». Тем же постановлением президиума был утвержден состав предприятий НКТП, в список которых был включен и Кулебакский завод.

В результате была создана мощная организация, в которой были сосредоточены все заводы по производству танков, бронекорпусов и двигателей. Благодаря активной работе руководства Наркомтанкопрома, уже в конце сентября 1941 года это ведомство активно включилось в работу. Создание НКТП позволило более грамотно организовать работу по выпуску танков, отладить нужные промышленные связи и обеспечить выпуск боевых машин в невиданных доселе количествах, да еще в условиях военного времени. Малышев руководил НКТП до августа 1942 года и с июля 1943-го по октябрь 1945 года. С августа 1942-го по июль 1943 года наркомат возглавлял бывший директор Ленинградского Кировского завода И.М. Зальцман.

 02

И.Ф. Скиба – директора завода с апреля 1940 года по май 1945-го. На фото - в центре


К концу первого квартала 1942 года наркомат танковой промышленности уже насчитывал в своем составе 70 заводов общей численностью более 307 тыс. человек. Из крупных предприятий к этому времени включили № 76 в Свердловске (дизеля В-2), № 38 в Кирове (легкие танки), № 200 в Челябинске и № 180 в Саратове. К этому же времени все заводы получили номера: например Кулебакский стал № 178, Выксунский - № 177, Муромский - № 176. Кстати, после окончания войны НКТП был расформирован, часть предприятий из его состава передали в другие ведомства.

Кулебакский металлургический завод имени С.М. Кирова, ставший во время войны № 178, являлся единственным предприятием, которое в течение всей войны обеспечивало все заводы, изготовлявшие танк Т-34, катанной балкой носа. За этот период в производство было запущено три профиля балки носа. Первой пробной броневой отливкой на заводе № 178 являлась башня Т-34, отлитая по технологии Мариупольского завода имени Ильича в феврале 1941 года. В то время когда Мариупольский завод имени Ильича был перегружен заказами, а для прокатки 60-мм бронелиста требовалось новое, более мощное оборудование и время, завод имени Ильича не имея мощностей для обеспечения сталью танкового производства Т-34, получал дополнительную сталь с Кулебакского завода.

 03

Отливка башни танка Т-34,выполненная весной 1941 года на Кулебакском заводе по чертежами технологии Мариупольского завода имени Ильича, вид слева.Отливка испытывалась обстрелом на полигоне (ЦАМО)

 

Литые башни Т-34, отливавшиеся в Мариуполе а также на Кулебакском заводе (по технологии завода имени Ильича), имели очень сложную форму с точки зрения литья. Сварная башнятребовала дефицитного оборудования для гибки, правки листов, строжки кромок и т.п. Технология изготовления и сборки таких башен также была очень сложной, и до осени 1941 года никто, кроме Мариупольского и Кулебакского заводов полностью ее не освоил. А так как большая часть оборудования завода имени Ильича оказалась не вывезенной, то налаживание выпуска башен в Нижнем Тагиле, а тем более увеличение производства, представляло большие трудности. В течение короткого времени эта технология была приспособлена к местным условиям и поставлена на производство. Литые башни завод № 178 поставлял СТЗ. Одновременно с производством броневого литья завод № 178 начал изготовление деталей методом фасонного литья из углеродистой стали (ступицы, балансиры, опорные катки и другие детали Т-34). Кроме того, бандажный цех завода № 178 в 1941-1943 годах являлся единственным в стране производителем колец погонов башен всех танков, от Т-60 до ИС-1.

 04

Мойка танков Т-34-85 после прохождения ими сдаточного военпредовского пробега.Завод №112 «Красное Сормово» (РГАЭ)

 

Андрей Маскаев

На заставке: выплавка стали в мартеновском цехе в годы войны

Вход через соцсети