Кулебаки на пороге грядущего века. Часть 5
Запах разложения сопутствует Свободе, а вовсе не дурманящие ароматы.
БОРЬБА С СОБСТВЕННОЙ ТЕНЬЮ
Студенчество давным-давно стало благодатной почвой для накопления «протестного потенциала» и продвижения разного рода «прогрессивных идей». В этом случае убивается не то что два – сразу десять зайцев: огромная энергия молодёжи направляется в деструктивное русло; в её пустые ещё головы забиваются атеистические, анархические, нигилистические и откровенно декадентские догмы; полностью разрушается авторитет отцов и дедов, этих «отсталых предков», архаичности которых, оказывается, стоит стыдиться; искусственно разбивается историческая связь поколений.
Если прежде заложенная в каждом молодом человеке героика находила свой выход на полях сражений, в высоком искусстве или науке, то с появлением марксизма был выпущен на свободу демон саморазрушения. Профессора, проплаченные западными грантами (один фонд Рокфеллера вкачал в мировую систему образования конца XIX-начала XX веков полмиллиарда тех ещё докризисных долларов), не объясняли попавшей под их влияние молодёжи, что новизна хороша лишь в научных открытиях, в причёске да одежде (и то не всегда) и что существуют явления незыблемые со дня основания нашего мира, бороться с которыми – значит бороться с самим собой…
Летом 1896 года студент Петербургского лесного института П.Е. Куров, приехав на каникулы, привёз в Кулебаки марксистскую брошюру и дал её для чтения слесарю завода А.В. Крисанову. Он же начал распространять её среди рабочих и служащих завода. Были произведены аресты, рабочий Крисанов, служащий Александровский, студенты Никитин и Куров были высланы из Кулебак. Что будут делать большевики с распространителями монархической литературы через десяток-другой лет – это совсем отдельный разговор.
Насколько либеральной была в ту пору политическая жизнь империи говорит тот факт, что заразившийся революционной романтикой Алексей Крисанов в том же 1896 году, сразу после ареста организует в Кулебаках социал-демократический кружок и устанавливает связи с аналогичными политическими сектами Москвы, Владимира, Сормова, Мурома, откуда получает свежие марксистские книги, листовки, брошюры. Современный опыт ведения предвыборных кампаний должен подсказать хотя бы сегодняшним партийным функционерам – какие суммы вращались в марксистской среде, чтобы не только штамповать миллионными тиражами ложь, написанную в Англии и Швейцарии, но и оплачивать её доставку и распространение в каждый захолустный городок Российской империи.
В кружке читали эту нелегальную литературу под соответствующими названиями: «Рабочий день», «Голод и самодержавие», «Что такое политическая свобода?». Вот бы спросить этих ребят что такое политическая свобода году эдак в 1918-м и что такое голод году эдак в 1920-м.
А пока в сытом и свободном 1903 году в Кулебаки направлен из Нижнего Новгорода побывавший уже в ссылке Иван Вайншток, и, по словам кулебакской учительницы-революционерки Людмилы Пародни (в миру Пантелеева) с прибытием столь ценного кадра Кулебакский социал-демократический кружок приобретает статус полноценной организации, завязанной на жёсткую партийную вертикаль с прямыми инструкциями ЦК.
Дальше ещё интереснее: нищие, обобранные царизмом кулебакские рабочие приобретают печатный станок – гектограф и запускают его на всю мощь. Сфера влияния подпольной организации расширяется за пределы завода и распространяется на всё население города Кулебаки. Алексей Крисанов был схвачен полицией вторично и… снова выслан, только на этот раз за пределы Нижегородской губернии.
Хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что никто не снимает вины за происходившее в те годы с наших управленцев – крупных промышленников, дворян и царедворцев. В то время как западный капитал был консолидирован и вкладывался в перспективный марксистский проект, русский капитал был разрознен, жаден, либо, напротив, «транжирист» не по делу и давал отличные информационные поводы для марксистской критики.
Находились даже глупцы, которые бросились спонсировать фактически собственное самоубийство, например, широко известный Савва Морозов. Он финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства были учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба».
Даже по портрету Саввы Морозова видно, что он был сторонником "прогрессивных" идей - выполнен в жанре импрессионистской мазни
Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты и – какая чёрная неблагодарность – заполучил в «оранжевом» 1905 году полноценную забастовку собственных рабочих. После этого, видимо, в его голове произошёл сдвиг в правильном направлении, но было уже поздно. 13 мая 1905 года он якобы покончил с собой в берлинском гостиничном номере.
И хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что заигрывания с революционными настроениями масс со стороны монаршего дома были немыслимыми и преступными. Кулебакские «социал-демократы», видя, что полиция «дрогнула», тут же встали на тропу эскалации напряженности и раскачивания державной лодки. Технологии уличных беспорядков были отработаны ещё в революционной Европе. Как писал в своих «Мемуарах рабочего» кулебакский подпольщик Ефим Гусев:
«…Подручные предложили идти всем к конторе. Толпа металлургов заполнила площадь перед зданием заводской конторы. Все с нетерпением ждали выхода директора. Но вместо него в дверях показались урядники и жандармы. Толпа заволновалась. Кто-то ударил жандарма, кто-то закричал. Так началась первая стачка».
Кто-то ударил жандарма, кто-то закричал…
ЗАПАХ СВОБОДЫ
Говорят, что человек, вдохнувший воздух Свободы, будет всю жизнь преследуем его головокружительным ароматом. Насколько такой образ соответствует действительности?
- Что нам, казакам, даёт твоя советска власть? – спрашивал Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон», у новоявленного председателя сельсовета, бывшего станичного голодранца, науськанного Штокманом. – Землю?.. Так земли у нас сколько хошь и до вас было… Свободу?.. Да на кой ляд она нам нужна - чтобы мы по улицам друг дружку перестреляли?!!
- Ты мне тут антисоветскую пропаганду не разводи! – очень «предметно» ответил новый начальник, быстро овладевший барским тоном и всеми так называемыми «офицерскими замашками».
Стремление к свободе составляли и составляют фундамент любых революционно-радикальных взглядов. Самый радикальный из них – анархизм – пропагандирует отмену вообще всех государственных институтов, наивно полагая, что человеческое общежитие наладится само собой. Сегодня свободопоклонство актуально как никогда. Призывы к Свободе идут на самых разных уровнях общества, которое принято называть цивилизованным.
Между тем, достаточно повнимательнее присмотреться к понятию Свобода, чтобы легкий озноб сотряс вашу душу. Оказывается, мы имеем возможность лицезреть наш прекрасный мир только потому, что составляющие его атомы отказались от личной свободы и образовали всё многообразие материальных предметов и явлений. Вопреки Свободе образуются семьи, строятся прекрасные города, создаются шедевры искусства.
Лучше всего это прочувствовать на собственном примере. Малое в большом, большое – в малом. Только представьте себе, что будет, если те или иные клетки вашего организма вдруг откажутся выполнять свои обязанности и захотят «свободы»? Правильно – вы умрёте. Самое печальное здесь в том, что «разгулявшиеся» клетки, из обычных превратившись в злокачественные, погибнут вместе с вами. Глупее быть ничего не может, но это происходит довольно часто из-за отсутствия иммунитета – чёткого понимания всеми клетками своего предназначения и всех выгод коллективного развития.
Следовало бы уяснить раз и навсегда - вне системы отдельные объекты существовать не могут или существуют в хаосе, то есть полной бытийной бессмыслице.
Мечтая о Свободе, люди путают это фундаментальное понятие с бытовой волей – с возможностью самореализации в рамках любимой деятельности, а это опять-таки возможно только в условиях стабильной государственной системы. При отсутствии стабильности в обществе, при отсутствии диктатуры социальных правил человек быстро скатывается на животный образ существования, будучи вынужденным добывать пропитание и охранять своё жилище по закону джунглей.
И это очень важный момент. Все публичные агитаторы Свободы на деле всегда являются представителями мощных сплоченных политических структур, внутри которых царит жесткая командно-административная система. Кто скажет, что президент США или представители американской администрации, это одиночки-романтики?
Тактика «глобализации» использует понятие Свободы как весьма действенное идеологическое оружие. Оно распространяется среди граждан независимой страны словно вирус гриппа, главным образом в молодёжной среде, наиболее чувствительной к анархистским настроениям.
Не только подростки, но даже взрослые люди стали воспринимать Свободу как возможность холить и лелеять свои пороки, даже выставлять их напоказ и бравировать ими.
В конце концов если уж говорить о Свободе, то лишь освобождение от собственных вредных привычек делает нас по-настоящему свободными. Все остальные лозунги не более чем идеологическая фикция.
Запах разложения сопутствует Свободе, а вовсе не дурманящие ароматы.
Абсолютно свободные люди сидят сейчас по всей стране на дворовых лавочках и стреляют мелочь у прохожих на бутылку водки. Ни дом, ни семья, ни родной город, ни страна, ни тем более весь мир – их не интересуют. Они свободны от всех обязанностей человека.
Сергей Колобаев, 2017