Это интересно

Подъём по эскалатору, идущему вниз. Ступени 78-79


Темы: Летучие голландцы. Филадельфийский эксперимент.



Ссылки на все предыдущие выпуски можно найти на паблике "Подъём по эскалатору идущему вниз" Вконтакте

 

СТУПЕНЬ СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ
ЛЕТУЧИЕ ГОЛЛАНДЦЫ

С морскими тайнами тесно связана легенда о «летучих голландцах» - кораблях-призраках, встречающихся бедолагам на океанских просторах (по поверью подобная встреча не предвещает моряку ничего хорошего). Иногда легенды вдруг подтверждаются вполне реальными леденящими кровь происшествиями - то тут, то там обнаруживаются дрейфующие по воле течений безлюдные суда, и никто не может дать вразумительного объяснения причин спешной эвакуации судового экипажа и куда он в итоге делся. Эти истории являются неизменным дополнением тем Бермудского треугольника и Моря Дьявола и изобилуют, как говорилось выше, интригующими подробностями, наводящими на мысль об инопланетном вторжении, разверзнувшихся временных порталах и прочих атаках инферномиров.

Но достаточно рассмотреть «тайну «Марии Целесты», чтобы придти к однозначному выводу – каким бы загадочным не казалось то или иное происшествие, при наличии стремления докопаться до истины можно выйти на источники информации, которые их объяснят.

 

01

 

Это всё из области причин и следствий. Человеку кажется что-то сверхъестественным до тех пор, пока он не понимает причинно-следственной связи явлений, с которыми он столкнулся.

Итак, фрагмент книги Льва Скрягина «Тайны морских катастроф»:

«Факту обнаружения 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара абсолютно пустой бригантины «Мария Целеста» сопутствовали такие странные обстоятельства, что в самом деле могли увести любого размышлявшего о них человека в «сумеречную зону».

Впервые я узнал об этой истории ещё в детстве. Как-то мне на глаза попалась толстая подшивка старого приключенческого журнала, не то «Всемирный следопыт», не то «Вокруг света», теперь уж и не помню. Из множества интересных рассказов один навсегда остался в моей памяти. Смутно вспоминаю, что назывался рассказ «Великая тайна океана», или что-то в этом роде. Там говорилось о загадочном исчезновении экипажа парусника. Начав читать, я уже ни на минуту не мог оторваться от этой истории.

В конце прошлого века один английский бриг «Дея Грация» встретил в Атлантике корабль «Мария Целеста», который шёл без рулевого. Когда англичане поднялись на палубу этого странного корабля, выяснилось, что парусник необитаем. Единственным живым существом на борту оказался жалобно мяукавший чёрный кот. Но - странное дело - корабль был вполне исправным, и груз его - цел. В капитанской каюте на столе были разложены морские карты и навигационные инструменты. А на столе кают-компании «Святой Девы» стояли тарелки и кастрюли с супом, из которой ещё шёл пар. Казалось, будто вся команда парусника, решив подшутить над английскими моряками, куда-то спряталась. Увидев на палубе окровавленный топор, моряки брига в смятении вернулись на свой корабль и рассказали обо всём капитану. Через несколько дней таинственный парусник привели в порт.

Рассказ заканчивался тем, что даже после длительного расследования никто так и не смог выяснить причину исчезновения экипажа «Святой Девы». Тайна осталась неразгаданной.

- Почему трюмы покинутой бригантины оказались открытыми?
- Почему люковые крышки первого трюма валялись на палубе перевернутыми?
- Почему все окна кормовой надстройки были забиты досками и брезентом?
- Почему были открыты оба верхних световых люка кормовой надстройки?
- Почему набор плотницких инструментов оказался в каюте старшего штурмана Ричардсона?
- Почему были спущены паруса второй мачты бригантины?
- Почему на борту бригантины не оказалось никаких судовых документов, кроме основного - вахтенного журнала?
- Почему была вскрыта бочка со спиртом?
- Почему последняя черновая запись на грифельной доске была сделана не капитаном или штурманом, а кем-то другим?
- Почему Ричардсон написал: «Франциска! Моя дорогая и любимая жена!»?
- Почему старинная сабля оказалась под койкой капитана Бриггса?
- Почему на поручнях правого борта появились зарубки?»

Мы бы до сих пор так и гадали о причинах столь странных событий, если бы не дотошный исследователь Арнольд Филлимор, о чьих заслуживающих всяческого уважения трудах рассказал всё тот же сенсациолог Александр Бирюк:

«Арнольд Филлимор, английский историк и публицист, посвятивший загадкам прошлого немало своих исследований, в 1993 году работал над книгой, в которой хотел написать про знаменитое кладбище кораблей у острова Кинг. Филлимор собрал большое количество документов, рассказывающих об этих катастрофах, познакомился со многими исследователями, которые обследовали останки затонувших парусников под водой, и даже сам побывал в тех местах, чтобы составить свое собственное представление о предмете поисков.

Попутно он посетил Мельбурн (город-порт в Австралии), где находятся все архивы по интересовавшим его делам, так как этот порт расположен в непосредственной близости от острова Кинг.

Копаясь в бумагах вековой давности Филлимор меньше всего думал о том, что набредёт на что-то новое, касающееся «Марии Целесты». Этого не ожидал бы и никто другой на его месте. Но, как частенько случается, подлинной ценности материал всегда обнаруживается совсем не там, где его ищут тысячи людей.

...В тот день Арнольд Филлимор расследовал причины катастрофы и дальнейшую судьбу экипажа пятимачтового барка «Моурисон», вышедшего из Мельбурна 1 февраля 1873 года с грузом добытого на австралийских приисках золота. Вечером следующего дня «Моурисон» столкнулся в густом тумане с таким же барком «Star Dust», прибывшем из Англии с переселенцами на борту. Оба судна затонули, капитан «Star Dust» и его старший штурман погибли, с ними погибли и все судовые документы. Тело штурмана в конце концов прибило к берегу, однако судовой журнал тогда найти тогда так и не удалось.

Только через много лет, в 1942 году, один из местных рыбаков передал властям истлевшую старинную тетрадь, которую он нашёл на берегу в песке, запакованную в водонепроницаемую сумку. Это и был судовой журнал того самого барка с английскими переселенцами, который пошёл на дно Бассова пролива в том далеком 1873-м. Журнал заинтересовал некоторых специалистов, они его изучали-изучали, но на самое интересное внимания так и не обратили...

02

А Филлимор обратил. Потому как уже в те годы его интересовало всё, что было связано с загадкой «Марии Целесты». Правда, вышло всё совершенно случайно, но пролистывая журнал, англичанин наткнулся на одно не связанное с катастрофой у острова Кинг обстоятельство. Это была запись, сделанная капитаном «Star Dust» почти в самом начале рейса, за два месяца до трагедии:

«2 декабря, полдень. Пересекли линию Понта-Делгада - Лиссабон. Определённые координаты - 37 град. 53 мин. сев. широты; 15 град. 28 мин. зап. долготы. На правом траверзе замечены два корабля, судя по парусному вооружению - бригантины или шхуно-бриги. Возможно, что одна из них - марсельная шхуна. Из-за дальности расстояния национальность не установлена. Продолжаем идти своим курсом. 12.20 - встреченные суда исчезли с горизонта».

И всё. Больше об этих двух кораблях ни слова, впрочем, и этого заинтересованному исследователю было вполне достаточно для того, чтобы задуматься.
А задуматься было о чём. Ведь, как известно, «Дея Грация» встретила «Целесту» в точке с похожими координатами два дня спустя после заинтересовавшей Филлимора записи в судовом журнале «Star Dust». Одно из встреченных судов наверняка было бригантиной (или шхуно-бригом, что, в принципе, одно и то же). «Мария Целеста» тоже была бригантиной, и это было уже больше, чем совпадение. Оставалось выяснить только, что же это было за «второе судно», и тогда можно было рассчитывать на то, что «тайна «Марии Целесты» наконец начнет поддаваться разгадке!

Почему-то Филлимор был совершенно уверен, что находится на правильном пути. Он срочно вернулся в Лондон и принялся за поиски архивных документов, которые могли бы рассказать ему о прибытии-убытии из атлантических портов Европы всех кораблей в ноябре-декабре 1872 года. В принципе, это было не так уж и сложно установить, дело было только во времени. Через полторы недели учёный имел на руках полный список всех бригантин и шхун, вышедших в интересующий его период из портов Испании, Португалии и Франции, а также посетивших их.

Более года шёл поиск. Шёл в Гибралтаре, Лиссабоне, Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне... В десятках государственных и частных архивов двадцати стран побывал учёный, он переворошил все книгохранилища и новейшие издания. И ему удалось в конце концов отыскать ту одну-единственную нить, которая и привела его к очень интересному открытию. Английский исследователь вышел на итальянскую шхуну «Ломбардия», капитаном которой в 1872 году был американец Уильям Батлер.

Посетив некоторые архивы Нью-Йорка в поисках подробностей биографии Батлера, Филлимор наткнулся на сведения о том, что сын Батлера, Джон, был владельцем типографии, которая кроме основной печатной продукции некоторое время выпускала также почтовые марки для некоторых латиноамериканских государств. Конечно, сам по себе этот факт ещё ничего не говорил тогда, но, сам того и не подозревая, Филлимор находился уже, так сказать, в «горячей зоне».

Наконец он нашёл то, что так упорно искал все это время. Оказывается, Уильям Батлер был хорошо знаком с Альбертом Ричардсоном, старшим штурманом капитана Бриггса в том злополучном рейсе «Марии Целесты»!

Будучи ещё в Америке, Филлимор посетил потомков исчезнувшего капитана Бриггса, до сих пор проживающих в Бредфорде, штат Коннектикут, и они любезно показали ему кое-что из вещей, оставшихся после их знаменитого предка. В том числе англичанину было позволено ознакомиться и с письмами, найденными Оливером Дево на «Марии Целесте» в письменном столе кают-компании. В самих письмах Филлимор не обнаружил ничего существенного, но марка, наклеенная на один из конвертов, его заинтересовала. Она оказалась фальшивой, и к ней явно имела отношение типография Уильяма Батлера!

К 1990-м годам от типографии Батлера-младшего не осталось ничего, кроме тусклых воспоминаний. В Нью-Йорке на том месте, где некогда находилось это заведение, сейчас стоит большой универсальный магазин. Пропали все архивы типографии, Филлимору пришлось руководствоваться только лишь невнятными сведениями, обрывки которых удалось раскопать в дряхлом архиве городского муниципалитета.

...Фирма «Батлер и компания» явно не процветала, ей не помогли даже заказы из-за рубежа. В начале 1873 года она была перекуплена у Батлера новым владельцем, который в конце концов и довел её до полного разорения. Самой ценной из находок оказалась копия договора Батлера-сына с одним английским предпринимателем из Лондона на поставку нескольких типов визитных карточек. Само по себе это было непонятно: зачем кому-то из Лондона понадобилось заказывать визитные карточки где-то за океаном, когда собственных типографий в самой Англии пруд пруди?
Собираясь распрощаться с пыльным муниципальным архивом навсегда, Филлимор копнул гору макулатуры, рассованной по отделениям соседней полки, и к его ногам вдруг упал древний бланк телеграммы, адресованной какому-то банкиру. Телеграмма была отправлена с лондонской фондовой биржи 16 июля 1872 года, и была заклеена зелеными одношиллинговыми марками, про историю с которыми может слышал не всякий, но каждый, считающий себя филателистом, должен знать обязательно.

В 1897 году некий англичанин - торговец марками Саймон Филлипс, случайно обнаружил, что отклеенная им с бланка телеграммы лондонской фондовой биржи марка не имеет водяного знака. Он сообщил об этом куда следует, и в результате обнаружилось, что большинство марок, найденных филателистом на телеграммах, посланных с этой биржи в 1872-73 годах, тоже фальшивые. Лондонским почтамтом были обнародованы неприглядные факты. Оказывается, некий клерк почтового отделения, обслуживавшего биржу, наклеивал на поступающие к нему в окошко телеграммы не марки, предоставленные государственной типографией, а продукцию, отпечатанную в каком-то подпольном заведении. Фальшивые марки отличались очень высоким качеством, и их вообще нельзя было бы отличить от оригиналов, если бы мошенники не проигнорировали водяной знак, наличие которого на всех английских почтовых марках того времени (в отличие от нынешнего) было обязательным.

Впрочем, «умельцы» прекрасно знали, где именно им нужно сбывать свой «товар». С биржи обычно каждый день отправлялось во все концы света совершенно невообразимое количество телеграмм, и потому никому и в голову не могло прийти проверить наклеиваемые на бланки марки.

Так продолжалось до тех пор, пока шиллинговые марки не вышли из обращения в 1873 году, но по подсчётам специалистов, ловкие мошенники успели положить в свой карман не менее 50 тысяч фунтов стерлингов, а это автоматически показывает, что было продано никак не менее миллиона подделок. Впрочем, марки эти продолжают обнаруживаться и сейчас, потому сумму ущерба можно удвоить, утроить, а то и удесятерить. Так как преступление это раскрылось только через четверть века после того, как было совершено, то виновные никакого наказания не понесли, они даже не были выявлены, а их мастерская так и не была найдена.

Филлимор не был истинным филателистом, он никогда не коллекционировал почтовые марки, но в тот момент, по его собственному признанию, почувствовал себя так, словно откопал самую ценную марку на свете. Он немедленно возобновил розыски, и скоро выяснил, что банкир, которому была адресована телеграмма с фальшивыми марками, некоторое время был кредитором типографии Батлера!

В Италии разузнать что-то по интересующему Филлимора делу оказалось гораздо проще, чем в Соединенных Штатах. Например, Филлимор узнал, что владельцем фирмы, которой был адресован груз «Марии Целесты», в 1872 году был Адриано Лючеццо - страстный коллекционер монет и почтовых марок, итальянец сицилийского происхождения и знаменитый проходимец. Его родственник работал в почтовом отделении Генуи, а сестра была замужем за главным инспектором Управления Почт всей Италии. Фирма Лючеццо являлась заурядным торгово-посредническим предприятием, каких в Италии много и в наши дни, но приносила изобретательному хозяину немалый доход.

В 1840-м году, во время своего пребывания в Штатах в качестве «вольного стрелка», Лючеццо познакомился с Джеком Батлером, братом будущего капитана «Ломбардии» Уильяма Батлера. В 60-х годах Батлер был владельцем нью-йоркской типографии, которая после его смерти перешла к сыну его брата - Джону. Джон в свою очередь посещал по различным делам Италию, где неоднократно встречался с закадычным дружком своего дяди, Адрианом Лючеццо, который к тому времени уже являлся хозяином торговой фирмы. Филлимор даже установил, что в 1871 году Лючеццо и Джон Батлер на пару побывали в Лондоне.

Теперь ученый смело мог предположить, что «Биржевая афера» в Лондоне - дело рук именно Джона Батлера, и прославленная полиция Скотланд-Ярда не смогла выйти на подпольную фабрику именно потому, что и подумать не могла, что та находится вовсе не в Лондоне, и не в Англии даже, а за океаном. Англичанин не сомневался также и в том, что организатором этого предприятия является авантюрист Адриано Лючеццо, а необходимая партия одношиллинговых марок прибыла в Англию именно на «Ломбардии», которой командовал отец «печатника».

Был отыскан заверенный начальником местной полиции акт о проведении 21 декабря 1872 года таможенного досмотра на итальянском торговом судне «Ломбардия», прибывшем из Генуи с грузом продовольствия. Кроме перечисленного в декларации груза на борту находился экипаж, состоявший из капитана Батлера, старшего штурмана, второго штурмана, кока и двенадцати матросов. Но по судовой роли весь экипаж шхуны должен был состоять только из восьми человек! Откуда, спрашивается, взялась эта дополнительная восьмерка? С парусами на «Ломбардии» вполне могли справиться и четыре матроса, остальные на борту были попросту дармоедами.

Если, как и предполагал Филлимор, дополнительные восемь человек являлись членами экипажа покинутой «Марии Целесты», то вопрос с женой и ребенком капитана Бриггса решался просто. Зная продажность любых колониальных чиновников того времени независимо от ранга и национальности, англичанин решил, что Батлер просто дал взятку таможенникам, что б те не совали свой нос в чужие дела, и на том всё кончилось.

Когда после поездки в Африку Филлимор стал перепроверять сведения о связях Лючеццо в Риме и с помощью своих друзей добился разрешения посетить архивы Главного полицейского управления, в частности архив бывшей Тайной полиции (в котором посторонним разрешено работать только с документами не менее, чем столетней давности), то буквально напоролся на документ, буквально ошеломивший его своей законченностью. Бумага эта датировалась 1872-м годом, была дважды помечена грифом «Совершенно секретно», и на ней стояла внушительная печать со словами «Дело государственной важности». Это было донесение главы полицейского управления Генуи в Центральное Управление, и основывалось на сообщении некоего тайного агента по кличке «Соловей» о том, что Адриано Лючеццо, «владелец торговой фирмы «Генуя», в прошлом известный международный преступник и мошенник, намеревается совершить акцию, направленную на ослабление и подрыв Соединенного Итальянского Королевства».

03

Неведомый шпион в далеком 1872-м году какими-то путями проник в тайну Лючеццо, намеревавшегося завалить итальянский рынок фальшивыми почтовыми марками, произведёнными в Америке, он даже с точностью до дня недели определил дату прихода корабля, на борту которого перевозился опасный груз из Нью-Йорка в порт Генуи, не знал он только названия этого корабля и характера его официального груза. Опасаясь такого поворота дела, он предлагал направить на перехват корабля, наименование которого в скором времени он намеревался установить, итальянский крейсер, причем остановить и досмотреть судно следовало в промежутке между Азорскими островами и Гибралтаром.

По версии английского исследователя, самый главный груз «Марии Целесты», стоивший в десятки раз больше самой бригантины вместе с её тысячью семистами бочками спирта, находился в опасности. Как только Лючеццо, имевший, как оказалось, и на самом деле прекрасные связи в нужных кругах, узнал об этом, он направил на её перехват самое быстрое судно, которое только находилось в его распоряжении, вернее не само судно, а капитана, на которого он полностью мог положиться. Ведь шхуна «Ломбардия» принадлежала не ему, а судоходной компании, услугами которой пользовалась его фирма. Быстро подписать нужный контракт на использование корабля ему не составило никакого труда, он загрузил его тем, что под руку подвернулось, и отправил в официально оформленный рейс. Батлеру повезло, он встретил «Марию Целесту» у Азорских островов и снял с неё весь экипаж. Вполне вероятно, что Батлер боялся скорой погони, и даже может быть принял грузовой барк «Star Dust», появившийся на горизонте со стороны континента, за возможного преследователя.

Как бы там ни было, а спустя два дня «Дея Грация» обнаружила бригантину Бриггса в состоянии, описание которого и поныне смущает умы любознательной публики. Что это - желание запутать неизбежную комиссию по расследованию? Или такой странный «камуфляж» имел другие причины? В том, что это именно «камуфляж», сомневаться не приходится, потому что проще было утопить опасный груз, и дело с концом. Однако видимо, всё было не так просто, как кажется. Мы до сих пор не знаем, как именно развивались события на борту «Целесты» в тот день 2 декабря 1872 года, но сомневаться в том, что и капитан, и команда вполне добровольно перешли на борт «Ломбардии», не приходится.

Погубивший «Ломбардию» шторм не только окончательно разрушил пошатнувшийся план Лючеццо, но и отодвинул разрешение многих необходимых для дальнейшего расследования деталей».

Как видно из этого материала Александра Бирюка правда может быть не менее интересной нежели вымысел жёлтой прессы.

 

 

СТУПЕНЬ СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ
ФИЛАДЕЛЬФИЙСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Я хочу предложить ещё две темы, распутанные этим выдающимся российским сенсациологом. Его исследования сэкономили как минимум лет 5-10 моей жизни (возможно, и вашей тоже, уважаемый читатель), поскольку как раз собирался выяснять всё то, что Бирюк уже выяснил.

Это ещё одна известная история, по мотивам которой сняли кино и написали кучу книг. Речь идёт о секретном, само собой, эксперименте всё тех же ВМС США (уже одно их упоминание в любой тайне должно эту тайну компрометировать), в результате которого 28 октября 1943 года эсминец «Элдридж» исчез, мгновенно переместился в пространстве на сотню километров и появился обратно, после чего с его экипажем стали происходить невероятные вещи. Кто-то из моряков исчез на глазах у изумлённой публики, и на этот раз навсегда, кто-то сошёл с ума и всё такое.

 

04

 

Сама «утечка» подобной информации вызывает большие вопросы, но исследователей разного толка гнилой фундамент всего их сенсационного построения абсолютно не волнует. А доверчивая публика продолжает смаковать диковинные детали эксперимента, теоретическое обоснование которому якобы делал сам Эйнштейн, а этот «величайший учёный мира», мол, ерундой заниматься не станет.

Но вот при ближайшем рассмотрении оказалось, что вся мифология эксперимента упирается в действительно фантастическое явление – фантастических масштабов разворовывание средств, выделенных правительством США на заведомо провальный проект «визуальной невидимости кораблей». Самое смешное, что авторами аферы выступили русские эмигранты, которых накануне пинком под зад вышибли из пролетарской Красной армии как паразитирующих на военном бюджете прожектёров.

Под сенью ещё одного идола прозападной пропаганды - маршала Тухачевского, объявленного во многих «исторических» книгах сторонником технического прогресса в вооружённых силах совдепии - свили гнездо не меньшие прохиндеи от науки, нежели прохиндеем от военного дела был он сам. Точно также как Вавилов выискивал по миру «центры появления культурных растений», в то время как Лысенко реально повышал урожайность советских полей, авиаторы Тухачевского выдвигали экзотические идеи и размышляли над свойствами, например, пространства-времени, всячески «опережали своими разработками свой век» и никак не могли попасть в век свой, пока другие реально развивали авиастроение СССР.

Вскрылись удивительные факты прямого разворовывания огромных средств, выделенных сталинским правительством на модернизацию Вооружённых Сил всяческими «остапами бендерами от авиации». И никто их не расстрелял и даже не отправил в ГУЛАГ, что говорит о преувеличенных возможностях полномочий Сталина с одной стороны и мощи троцкистской «оппозиции» с другой. Всем этим наглым проходимцам дали преспокойно «свалить» в Америку, например, Леминовскому, возможно, впрочем, как раз с умыслом, что и там они нанесут военной промышленности не меньший урон.

И они его нанесли. Под свой фантастический проект «девизуализации объектов» они получили колоссальные средства и вместе с представителями высшего командования ВМС США благополучно их «освоили». Далее последовал информационный вброс - так называемые «письма Альенде», после чего миф о «филадельфийском эксперименте» стал стремительно обрастать «фактами» и наслоениями курьёзной литературы. Эта очередная операция прикрытия нужна была как правительственным кругам США, озабоченным своим имиджем и чем угодно, только не благосостоянием страны, ну, и конечно же самим коррупционерам, давая им возможность за мнимой секретностью, - которая, к слову, уже «просрочена», поскольку с 1940-х годов так и не явила миру новую технологию - маскировать свою паразитарно-деверсионно-преступную деятельность.

 

Сергей Колобаев

Продолжение следует...

 

You have no rights to post comments

Вход через соцсети