Портрет без рамок: Валерий Николаевич Ефимов
Гость рубрики – военный комиссар г.о.г.Кулебаки.
- Валерий Николаевич, мы встречаемся с вами в преддверии 100-летнего юбилея со дня создания военных комиссариатов, отмечаемого 8 апреля. Спасибо что, несмотря на торжественные хлопоты, нашли время для этого интервью. Традиционный первый вопрос – где родились, где учились?
- Родился в августе 1969 года в селе Филинское Вачского района Горьковской области.
- Откройте военную тайну – на военкомов специально где-то готовят?
- Нет, конечно, работать в военкомат может попасть любой по назначению. Я после школы окончил Омское высшее танковое инженерное училище им. маршала Советского Союза Кошевого.
- Это потому, что вы ощущали себя военным с детства?
- Тоже нет. В этом направлении меня подталкивали мои учителя - военрук, завуч и преподаватель истории, который был участником Великой Отечественной войны. Вот они втроём считали, что мне стоит поступить в московское Суворовское училище. До 8 класса я ведь учился без четвёрок.
- На одни тройки?)
- На одни пятерки! Тем не менее, в Суворовское не попал - у меня по поведению был жирный неуд.
- Логично когда плохое поведение – плохая учеба. В вашем случае странное сочетание отличника-хулигана. В чем вообще выражалось ваше плохое поведение?
- В чём… Жуки майские по классу летали, кошек в портфель подбрасывал, с задней парты что-то порой выкрикивал. Помнится, решил пошутить с учителем пения на тему «движущей силы эволюции». Погнал из класса…
С дисциплиной было худо. Рос без отца. Причём, хулиганили с приятелями все вместе, но попадался, почему-то, я один. А если не попадался, то думали обязательно на меня. Однажды с трудовиком едва за грудки не схватились, тот пристал, что я школьные грядки потоптал. На уроках труда мы трудились на школьном огороде, в теплицах, на открытых грядках, там росло всё - помидоры, огурцы, ягоды, даже картошка, кажется, была. Хороший такой школьный сад. А рядом спортплощадка, где по вечерам мы играли в лапту. Я даже знал, кто на грядки лазил, но трудовик на мой счёт не сомневался. Разборка при всех получилась, тот просто назначил меня виновным. Я послал его и ушёл. Тоже при всех. На этот раз меня уже погнали на две недели из самой школы.
…Баловали, как все ребятишки. На Васильев вечер (старый новый год, с 13 на 14 января) колотушки ставили классной руководительнице – подвешивали на окно щепку или гвоздик, протягивали нитку куда подальше, дергали, получался стук по стеклу. В тёмное время суток такой беспричинный, казалось бы, стук способен напугать.
Или представляете здоровенные сани, в которые лошадь запрягают зимой? Конюх приходит утром, а эти сани на конюшне на крыше…
При всём при этом ездил в Вачу на разные олимпиады по физике и математике. Играл в хоккей и футбол. Помнится, как в Кулебаки сюда приезжал играть в футбол на городском стадионе и как в автобус от кулебакских болельщиков убегали – могли поколотить, тогда это было как-то запросто в среде подростков. Нам тогда лет 11-12 было.
- То есть, трудным детство назвать нельзя?
- Нет, я не пил, не курил. К слову о ровесниках с хорошим поведением - и пили, и курили, и воровали. Я же в этом не участвовал.
- Увлекались чем-то помимо спорта?
- Мать купила мне фотоаппарат «Смена 15-М», вот я по ночам с красным фонариком и колдовал над негативами.
- Когда попали в Омское танковое инженерное училище не пожалели о выборе?
- Не жалел ни тогда, ни сейчас. И даже не потому, что всё было хорошо и замечательно. Плохого тоже хватало. Просто знаю, что это глупо – жалеть о сделанном. Люди, которые часто оглядываются назад и мысленно жалеют о каких-то, как им кажется, упущенных удачных моментах – они теряют удачные моменты в настоящем, и у них нет будущего. Конечно, чем старше становишься, то переосмысливаешь некоторые свои поступки прошлого, но если возникает желание вернуться туда, то с опытом и мозгами взрослого человека, а так в жизни не бывает.
1987 г
Впечатления о поступлении остались. Я до этого дальше Вачи и не ездил, можно сказать. Пару раз в Горький. А тут в 16 лет и - в далекий Омск за 3 тысячи километров. После училища вообще по распределению направили в Тбилиси.
- Это в каком же году?
- Не успел приехать, как развал СССР пошёл. Самое начало 1990-х.
Будучи лейтенантом попал на капитанскую должность начальника отдела хранения окружного склада бронетанкового имущества. По советским понятиям – блатная, прямо скажем, должность. Удивительно, но этому способствовало как раз моё разгильдяйство. Я ведь из Омска приехал по последнему писку тогдашней военной моды – фуражка домиком, всё ушито, всё подшито, приталено. Таким стилягой и заявился в штаб округа. Идёт генерал какой-то, естественно, делает замечание и велит следовать за ним. Пошли. Он впереди размашистым шагом, я сзади семеню за ним, сцена – Винни-Пух и Пятачок. Сдаёт меня какому-то подполковнику, мол, разберись с ним по всей форме.
Тот разобрался – взял меня к себе и пристроил на отличную должность. Именно эта должность потом легко и просто помогла мне перевестись обратно в Россию, в Московский округ.
- Вынуждала обстановка?
- Когда приехал в Тбилиси, мне сразу сказали – до перестройки служить там было просто здорово. Кстати, местное население при СССР там жило - денег не считало. В прямом смысле. Сдачу спрашивать было не принято. Я по приезду молодым лейтенантом в одном тбилисском магазине, государственном, тогда частных ещё не было, сразу же попал в ситуацию. В Грузии много продавцов мужчин, я что-то купил, протянул «трёшник», жду сдачу 80 копеек, а это почти рубль. Советский рубль – на него день жить можно. Так получил со стороны продавца такой скандал, что обомлел. Тот бросил мне мой трояк:
- Вай, вай, вай, забери свои деньги, иди отсюда!
Я просто опупел. В итоге продукты забрал, трёшку оставил, но больше в тот магазин ни ногой! И старался уже в другие магазины с крупными деньгами не ходить.
А затем включился местный национализм – в очередях старухи стали оккупантом называть, выгонять, мол, езжайте в свою Россию.
- Экстрим был?
-1992 год, в политических верхах Грузии непрекращающийся передел власти, везде ходят уже бородатые люди с автоматами в камуфляже. Начались инциденты, к прапорщику нашему во двор завалились, постреляли в воздух немного, так что сын его от испуга упал, покалечился. Жена у прапорщика была грузинка – всё равно никакой управы не нашли.
Нас уже на казарменное положение часто ставили. В итоге машины запретили отпускать с одним шофером, были случаи машины отбирали. Вот я и поехал однажды старшим машины с пистолетом на боку.
До города доехали нормально, но в самом Тбилиси останавливает нас группа бородатых. Кругом люди ходят, но это уже не был показатель безопасности. Я водителю говорю – сейчас притормаживаешь, а потом резко газу. Тот так и сделал. Слышим сзади «ту-ту-ту-ту» из автомата. Серьёзно скажу – было не по себе в тот момент. Но оторвались…
Был ещё эпизод, тоже в Тбилиси – в подземном переходе навалилась кодла с ножами и вывернули у меня всё содержимое дипломата, деньги отобрали. Я вглядывался в лица, думал – смотаюсь в часть, возьму пистолет и найду этих гопников. Старый прапорщик на моем складе отговорил - может, и к лучшему.
Теперь представьте всё это плюс бардак в самой России – СССР развалился, Грузия объявлена независимым государством, в Москве большие начальники кто вешается, кто из окон прыгает, кто стреляется…
Как сказал выше – получил перевод в Московский округ. Договариваюсь с грузинской стороной отправить домашние вещи железнодорожным контейнером. Когда договаривался, меня по-русски все понимали, когда загружал контейнер – тоже понимали, но как только пришло время контейнер отправлять – никто по-русски уже не понимал. Как ни бился, плюнул. Всё, что с собой не смог увезти – всё осталось там…
- Вы тогда были женаты? В советские времена девчонки мечтали выйти замуж за военного.
- Отбоя от желающих не было! Я женился в училище в Омске на последнем выпускном курсе.
- Но была и другая сторона медали – по общагам, по городам и городкам по всей стране. Как у вас складывалась личная жизнь?
- Семейные недоразумения начались сразу как получил распределение в Тбилиси. Возможно, просто поспешил жениться. Было тогда такое негласное правило – по распределению лучше ехать с женой. Во-первых, какую-никакую служебную квартиру могут дать. Во-вторых, – зашлют на Кушку, там ты точно себе жену не сыщешь, лучше сразу с собой привезти.
Получается, в голову заложили – надо жениться. Женился. По возвращению из Грузии в Россию разошлись. Я считал своим долгом позаботиться о матери и сестре, быть поближе к ним, поскольку оба были инвалиды. Она хотела к своей маме. Разбежались наши стежки-дорожки. Новая семья создалась потом не быстро.
Женился снова в 25 лет. С тех пор в счастливом браке с женой Ларисой.
От первого брака сын – тот закончил институт нефти и газа плюс языки знает, сейчас в Питере в приличной фирме работает. Во втором браке сын и дочь. Виктор, старший сын, заканчивает Военный университет Министерства обороны.
Младшая дочь Василиса, так как обычная школьная программа ей наскучила, а у неё всё хорошо с точными науками - физикой, математикой - сама нашла в интернете такой Нижегородский центр одаренных детей, сейчас учится там, даже от Артека ей пришлось отказаться (Кулебакский ДЮЦ направлял). В поиске, ищет себя, примеряет самые разные профессии.
- Ваши дети самостоятельны в таком поиске?
- Я могу дать им своевременный и важный совет. Но я, например, принципиально против того, чтобы платить за образование детей. Причин сразу несколько.
Первая причина – платные профессии как правило популярные, но рынок труда для них перегрет. Все учатся на юристов, менеджеров, айтишников, но затратив уйму денег на учебу, они потом просто не находят работу и устраиваются на должности, куда можно было идти с 11 классами школы. Про медиков вообще молчу – это просто ненормально, когда медиков учат за деньги, такого быть не должно. То есть, бюджетные места есть там, в недрах тех профессий, где есть у государства в них потребность. Так учись бесплатно и будешь потом работать по специальности.
Второй момент. Я уже сейчас упоминал, что дочь ищет себя, и это нормально в молодом возрасте. Не всем так везет, что призвание приходит сразу и навсегда. И что - бросать в эти метания большие деньги? Он сегодня учится, через два года понимает, что это совершенно не его. Деньги на ветер – на ветер в подростковой голове.
Если у ребенка есть к чему-то стремление – он выберет сам направление и сам будет добиваться получения нужного ему образования.
- Но вернёмся к делам служилым. Как попали на военкомовскую должность?
- Когда поехал из Тбилиси в Москву, то по дурости не попросил дать конкретное направление. Повторяю, 1992 год, в стране бардак. Я оказался никому не нужен. В Московском округе – и не было должностей.
Стал ходить в штаб округа, как на службу. В 8.00 я уже там, брожу по коридорам. Они уходят со службы – я ухожу. Вода камень точит, в один из дней сидел в полудреме в обжитом коридоре – на меня обратил внимание какой-то подполковник. Объяснил ему ситуацию, честно признался, что не знаю что делать, вроде послужить ещё хочется. Хоть бы предписание дали, чтобы в отпуск домой поехал. Это хорошо, что было где ночевать в Москве – у брата. Целый месяц у него кантовался.
Подполковник дал предписание в Нижегородский военкомат, но предупредил – там должностей тоже нет.
Нижегородский комиссар закрепил меня за Вачским военкоматом, затем направили в Арзамас, оттуда обратно в Вачу. Между Вачей и Арзамасом болтался ещё почти целый год.
И только осенью 1993 года меня назначают непосредственно на должность в Вачском военкомате. Правда, на этом мои служебные скитания не закончились. Не успел дослужиться до замвоенкома, как с Вачи дали направление на Бор офицером учета запаса, затем - в Навашино, затем - в Кулебаки.
В Кулебаках работаю военным комиссаром вот уже 11 лет. И буду работать до заслуженной пенсии, уезжать больше никуда не собираюсь. Дом здесь купил.
- У военкома должны быть педагогические наклонности?
- Однозначно. С молодыми пацанами обязательно надо разговаривать, чтобы понимать что у них в головах. Военкомат не должен устраняться от воспитательного процесса, а перенимать эстафету у родителей и учителей.
- Вы обращали внимание, что у всех воспитателей есть грозный конкурент за умы подрастающего поколения – это современные кинематограф и телевидение?
- И они часто изображают армию как что-то ненужное, опасное и даже глупое. Ситуация только начинает исправляться в этой сфере, а в перестроечные годы все СМИ дружно шельмовали вооруженные силы, чуть ли не открыто призывая молодняк «косить» от службы в армии.
Я до 2003 года конкретно с призывом не сталкивался по должностным обязанностям, а в Навашино впервые столкнулся. Столкнулся с тем, что воспитывать приходилось уже самих родителей новобранцев, поскольку сами родители активно противились тому, чтобы их сыновья шли служить. Ещё бы, по тэ-вэ, радио и в газетах каждый день про армию всякую чернуху гнали.
Тогда я провёл целое исследование. Я нашёл статистику погибших в мирное время в советской, российской армии солдат-срочников и погибших на гражданке парней призывного возраста, но которые не служили. Получилось, что на гражданке погибло – кто в аварии, кто утонул, кто в пьяной драке – раз в десять больше, чем в армии. То есть, пойди те парни служить – остались бы живы. Но кто об этом задумывается.
- У вас системный, даже научный подход к возникающим вопросам. А в жизни не было места чудесам? С аномальными явлениями не сталкивались?
- Нет, в жизни ничего чудесного не встречал и в чудеса не верю. Считаю, у людей иногда просто с воображением не всё в порядке – то ли увидел, то ли приснилось, то ли увидел, но не понял, что увидел.
- Вы православный человек?
- Да, но, к сожалению, в церковь хожу редко. И верю не в то чтобы сверху нам кто-то всё дает, а в то, что есть некая мысленная сила, которая по большому счёту в нашей голове.
Человек без веры, если он не верит ни во что, то рано или поздно сталкивается с тем, что не понимает зачем живет на свете. А это волей-неволей накладывает большой отпечаток на саму жизнь. Человек с верой способен самоорганизовать себя, самодисциплинировать, у него возникают рамки, за которые как минимум неприлично выходить.
Веря в Бога, мы порой сами добиваемся своих целей, будучи уверенными, что за нами стоит сверхъестественная сила. Человек без веры в ситуации, когда нужно идти наперекор многим обстоятельствам, легко отступит, в то время как человек с верой воспримет трудности как духовное упражнение - и пойдёт вперёд.
- Вы хозяйственный человек?
- Наверное, но у меня нет, несмотря на весь армейский опыт, бытового порядка. Умею требовать больше с других, чем с себя. Руками умею делать всё, но делаю это долго и без энтузиазма.
В жизни хозяйственность пригождалась. В той же армии как-то был на дежурстве в солдатском буфете – всем известном «чепке». Заведовала там всем одна буфетчица и, похоже, многое не успевала. На стеллажах с пирожками под деревянными настилами копилась грязь, в холодильнике у неё разве что грибы не росли. Я как увидел – вместе с дневальным всё у неё вычистили. Так после этого буфетчица и дочку за меня свою сватала, и сметана часто бесплатно была, и всегда была для меня припасена банка сгущенки – большой тогда дефицит.
- В детстве вы увлекались фотографией, а какие увлечения имеются сейчас?
- Охота, рыбалка. Охота заключается в том, что я 2 раза в год выезжаю утку пострелять, рыбалка – когда есть время.
Люблю зимнюю рыбалку, на летнюю, как правило, с семьей выезжаю.
- Ваши кулинарные предпочтения.
- Мясо, плов. Плов готовить в интернете научился, купил себе казан, разные рецепты пробую - из баранины, из кролика. Вообще, на костре люблю готовить. Уха, шулюмка – я всегда пожалуйста.
- Ваш любимый праздник.
- В детстве был Новый год, но сейчас 9 мая. Он больше объединяет людей. Новый год безусловно замечательный праздник, но он больше семейный. На 9 мая же празднуешь «всем народом», и компания получается самая разная – и ветераны разных войн и конфликтов и просто хорошие люди, каждый раз в компании кто-то новый. И погода позволяет на природу выехать, иногда даже с ночёвкой.
- Валерий Николаевич, ваше главное жизненное правило.
- В каждом другом человеке видеть только хорошее. Будешь искать плохое – все кругом плохие будут…
Интервью провёл Сергей Колобаев