Мы на пути!
Продолжаем публиковать краеведческие исследования на тему генезиса Кулебак.
Путешественникам, чтобы повторить старинный путь, надо не огибать город Кулебаки по объездной дороге, а проехать населенный пункт насквозь. Старые улицы не знают той ширины, которая придавалась советским — они значительно уже. И кое-где вы встретите совершенно ветхие домики в два-три окошка. Далее по прямой, без поворотов дороге, путешествующие покинут населенный пункт, и этот провинциальный самобытный городок наверняка останется в их памяти неброским, одноэтажным, без прикрас. Всё потому, что современная часть города останется далеко в стороне от центральной дороги, ведущей к следующим населенным пунктам. Почему так?
Весь этот городской отрезок пути сегодня считается частью региональной трассы Владимир-Муром-Арзамас с порядковым номером P72. Наверняка, многие интересующиеся историей родного края знают, что населенный пункт Кулебаки расположился на Большом Сибирском тракте (имеющим множество других названий: Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога) — старинном сухопутном маршруте из европейской части России через Сибирь к границам Китая.
Сторожевой дом на Сибирском тракте
Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 ноября 1689 года вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Реальное же строительство было начато только в 1730 году. Исходя из этой информации можно подумать, что ранее никакого пути будто бы и не существовало, но это не так!
Упоминая о Сибирском тракте, к большому сожалению, ранее местные историки проходили мимо темы большого торгового и посольского пути, который получил название Царской Сакмы. Путь - который возник, надо полагать, задолго до татаро-монгольского нашествия, и тем более до казанских походов Ивана Грозного. Доказательства тому - активные торговые взаимоотношения древней Руси с государством Волжская Булгария. Это самый короткий сухопутный путь от города Мурома до города Булгар. Но это отдельная большая тема. Коротко можно сказать, что по примеру Великого Южного Шёлкового пути, «Царская Сакма» соединяла страны Балтии и Китая. «Царскую Сакму» некоторые исследователи называют Великим Северным Шёлковым (Янтарным) путём.
Из записок краеведов мы также помним, что через Кулебаки проезжал великий русский поэт А.С. Пушкин, возможно здесь везли плененного Емельяна Пугачева на казнь в Москву, и это только начало списка персон русской истории, которые вероятно могли бывать здесь проездом.
Для того чтобы понять всю суть изложенного углубимся в далекое прошлое.
История происхождения пути, на котором сейчас располагается наш городок, весьма насыщена не только догадками, но и подтвержденными фактами. Накопленные к сегодняшнему дню археологические, антропологические, генетические и другие данные о центральной и северной зонах Евразии позволяют по-иному взглянуть на процессы формирования местных очагов цивилизации. Эти данные только подтверждают существование сухопутных торговых путей, пролегающих по местности, где сейчас расположен город Кулебаки.
Историки предполагают, что сухопутный путь, являвшийся отрезком трансевропейской торговой магистрали, интенсивно начал использоваться с начала нашей эры. Окско-Сурское междуречье отнюдь не было неосвоенным регионом, каким долгие годы нам его представляли историки. В данной статье не будем углубляться в тот обширный пласт истории. Подробно этот аспект в своей книге «Как Тёша стала русской рекой» освящает краевед А.В. Малышев, рассуждая об этногенезе и древней топонимике края. В ней он рассказывает об этапах древнего расселения народов и практически раскрывает поэтапное развитие региона и влияние эпох в разрезе нашей эры.
Вернемся к теме древнего пути. Стоит обратить особое внимание на тесные торгово-экономические связи между столицами двух крупнейших государств восточноевропейского региона - Киевской Руси и Волжской Булгарии, в отношениях между двумя государствами, была достигнута стабильность и гарантированность безопасного прохождения караванов с разнообразным товаром. Это подтверждается и археологическими материалами. В какой-то степени переключению на «сухопутный маршрут» способствовала и нестабильная ситуация в XI в. в Земле вятичей, где протекала Ока - важнейшее звено торгового маршрута. Перенос основного водного пути на сухопутье в то же время косвенно подтверждается и записками арабского путешественника Мухаммада аль-Идриси. Все же, подчеркнем особо, контакты между Киевом и Булгаром определялись в первую очередь посреднической ролью между цивилизациями Востока и Запада, Средней Азии и Западной Европы. Приблизительно в это время устанавливается из Поволжья новый путь в Западную Европу: Рига - Полоцк - Витебск - Смоленск - Дорогобуж - Можайск - Москва - Рязань - Муром – Булгар. Ипатьевская летопись например называет мурома племенем, стоящим на значительной ступени культуры и участвовавшем в торговле с Востоком. Историк П. В. Голубовский отметил, что булгары оказывали сильное влияние на это племя, и «есть основание думать, что булгары жили в самом Муроме».
Город Булгар
Интересно, что расстояние между многими зафиксированными археологически вятичскими "городками" на этой дороге соответствовало 30-40 верстам. Эти отрезки пути соответствуют расстояниям, отмеченным на пути Булгара в Киев, что было перепроверено недавно работами киевских и казанских археологов. Расстояние от Мурома до Кулебак также около 30 верст, это наталкивает на мысль, что на данном месте уже тогда возможно существовало какое-то поселение, стан и т.д. Получается, что данный путь существовал задолго до «Царской сакмы»!
Эту дорогу использовали и войска хана Батыя во время его нашествия на Муром в 1239 году, когда татары впервые сожгли город. Учитывая труднопроходимую местность, татарское войско весьма охотно воспользовалось уже существующим путем, заведомо зная о его существовании.
В 1240-е г., после завоевания ордынцами Мещерского края, покоренное население, большей частью мордовское, было обложено данью. Для сбора дани на Русь стали наезжать баскаки - представители ханской ставки. Главою баскаков становился «дарого» – представитель ханской власти, верховный управитель покоренной области. Восточно-Мещерский край стал плацдармом баскачества. Так называемые «дароги» стали проживать В Мещерском юрте. После разрушения системы баскачества к 20-х гг. XIV века система сбора дани сохранилась, а баскаки стали зваться послами для того, чтобы предупредить их уничтожение на русской территории. На дороге из Орды на Русь устраивались ямы – станции, где держали лошадей для «дарог» и гонцов от полководцев к хану и просматривали пропуска. При «дарогах» также создавались «ямыни» – канцелярии по управлению страной и сбору дани. Вот и понятие «посольского» пути обросло смыслом.
Еще одной вехой в судьбе великого пути является четвертый (Великий) Казанский поход Ивана IV Грозного 1552 года. Территория эта была давно и хорошо известна по определению, по должности русскому государю. И во многом благодаря большому торговому и посольскому пути, который получил название «Царской Сакмы». Согласно летописи полк «левой руки», царская дружина, оставив Муром, совершала стоянки на месте нынешних сел Шилокша, Теплово, Саконы и нигде в ней не упоминаются Кулебаки, следовательно населенного пункта не существовало, но это не значит, что не существовало местных гидронимов (один из классов топонимов - названия водных объектов), априори являющихся древнейшими из названий географических объектов. Так откуда же могло появиться название у речки Кулеба-ка, на которой впоследствии появилось поселение Кулеба-ки?
Опираясь на преимущественно славянскую традицию называть населенные пункты по имени рек, получил имя и наш городок, по названию речки «Кулебака».
Название очень отличается от окружающих его населенных пунктов. Можем встретить однотипные топонимы с похожими формантами, например: Тумалейка, Саваслейка, Размазлей, Шилокшлей, Пушлей, Гремячево, Мухтолово, Теплово, Кулебаки же выпадают из этого списка.
Речка Кулебака в районе городского рынка
Современное название Кулеба-ки, возможно, получилось от изначального Кулеба-ка, приобретя множественный статус став поселением, согласно русской средневековой топонимической номенклатуре, как утверждает краевед А.В. Малышев.
Опираясь на ранее изложенную информацию, обратим внимание на тот факт, что путь пролегающий через данную территорию долгое время находился под влиянием тюркоязычных народов, которые не могли не оставить следа в топографии местности для собственного удобства. Делая вывод из вышеизложенного мы можем полагать, что происхождение топонима Кулебаки (Кулебака) может иметь тюркские корни.
На основании информации полученной от лингвистов тюркоглогов выяснилось, что если принять название Кулебака за словосочетание и «разложив» его на Куле (Куль) и Бака, то с татарского оно превосходно переводится как «Лягушачье озеро», где Бака- лягушка, а слово Куль на многих языках тюркской ветви (Кыпчакской языковой группы, Огурской «булгарской» языковой группы,) – озеро!
Если проследить географические объекты нашего края, мы не увидим озер, какие бы смогли объяснить появление названия. На помощь пришли старинные карты.
После проведенных исследований исторических карт нашей местности, была отмечена некая деталь. На плане генерального межевания Ардатовского уезда Нижегородской губернии за 1778-1796 г.г. и на топографической межевой карте генерала А.И. Менде 1850 г. в черте деревни Кулебаки обозначен водоем на русле речки Кулебака! Тот самый водоем, называемый в простонародье «Базарный пруд», который по непроверенным данным считают искусственно созданным водоемом для осуществления работы каскадной системы прудов по типу Выксунских.
Есть первая нестыковка, водоем уже существовал до появления в Кулебаках Горного завода, значит его никто не создавал. Вторая нестыковка кроется в необоснованной необходимости каскадных прудов к середине XIX века, когда эта технология морально устарела. На картах Менде, Шуберта, Стрельбицкого и других неустановленных авторов отчетливо прослеживается наличие «гатей» (см. обозначения карт), настилов через трясину заболоченной местности, подтверждая, что водоем не искусственный, а естественного происхождения, возможно река меандрирующего типа (с увеличением русла в ширину), а возможно и озеро. Далее исследуя карты можно проследить характерную черту нашего населенного пункта, это изгиб (поворот) дороги в районе нынешнего начала улиц Степана Разина и 1-ое Мая, который сохранился и по сей день. Дорога как бы огибает водоем, обходя со стороны. Очень примечательное место получается, если смотреть на водоем со стороны «Рыночной горы». В древние времена вид был более наглядный, посреди чащи дремучего леса на пути следования возникало красивое озеро.
Завершая данную статью хочется подвести некий промежуточный итог…
Так сложилось, что мы находимся на древнем историческом пути и именно дорога, дала основания множеству версий о происхождении названия населенного пункта Кулебаки.
Может быть эта древняя дорога – хорошая аналогия славного пути в светлое и счастливое будущее?! Может быть именно здесь, на примере пока не разгаданной тайны данного названия, произошло возникновение русской составляющей, произошло что-то магическое и необыкновенное, что отделяет нас от остального мира, что помогает оставаться собой!? Мы как пример для других цивилизаций, где можно жить дружно в городе с татарским названием, на исторической земле мордовских племен и ощущать себя русским!
Современный русский народ - это некий сплав евразийских народов, в котором никто не отделяет себя от остальных, мы на своем особенном пути, как и тысячи лет тому назад!
А.В. Маскаев